Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
707

ІПІСЬИА КЪ РАЗПЫМЪ ЛИЦАМЪ.

даже совершенно попрать житейскую пралесть, ѳсди захочѳшь.
Смотри только на одно, какимъ бы образомъ съ живымъ усердіемъ закончить тѳбѣ тотъ тѣсный путь, который ведетъ къ Нему.

94. Къ преовитераиъ: Касту, Валерію, Діофанту и Киріаку *).
Что бываѳтъ съ золотоѵгь, прошѳдшимъ многократно черезъ
огонь, то же самое обыкновенно бываѳтъ и съ золотыми душаші
подъ вліяніемъ испытанШ. Вещѳство золота, пробывъ въ огдѣ
стодько времени, сколько нужно по требованію искусства, становится отъ дѣйствія ѳго гораздо чище и блистательнѣѳ; и люди
съ душею, подобною золоту, пройдя горнило нѳпрерывныхъ испытаній, дѣлаются несравневно блистательнѣѳ и драгоцѣннѣе всякаго золота. Потому-то, не снотря на такую отдалѳнность отъ васъ,
мы нѳ перестаемъ постоянно васъ ублаясать. Вы знаѳте, вы положлтедьно знаете, что всѣ эти козни могутъ принесть вамъ толысо
прибыль, что благополучіе настоящей жизни есть только пустое
слово, не заключающѳе въ себѣ никакой дѣйствительности, а
блага будущія прочны, нѳпрѳходящи, постоявны, безсмертны. И
нѳ въ томъ только состоитъ дивное свойство добродѣтели, что она доставдяегь намъ такого рода награды, но—что ещѳ преждѳ этихъ
наградъ самыѳ подвиги ея слуясатъ уже самн себѣ наградами,
что нѳ только по окончаніи зрѣлища она раздаетъ отлпчія побѣдителямъ, но и срѳди самой арены сплетаетъ уясѳдля подвижпиковъ блистательные вѣнцы. Потому и Павелъ нетолысо радуется
и веселится при мысли ο воздаяніяхъ за скорби, но смотритъ съ
торжествомъ и на самыя скорби, когда говоритъ: пе точію же,
по и хвалимся еъ скор&ѣхъ (Римл. ѵ, 3). Перѳчисляя рядъ наградъ GCO
за скорби, ояъ говоритъ, что скорбь рождаетъ терпѣніе—эту матѳрь всѣхъ благъ, эту нѳобурѳваемую пристань, эту основу мирной жизни, болѣѳ крѣпкуго, чѣмъ скала, болѣе твердую, чѣмъ
алмазъ, болѣе могущественную, чѣмъ всякоѳ оружіе, болѣе надѳжнуго, чѣмъ всѣ крѣпостныя стѣны. Въ свою очередь терпѣніе,
при надлежащей степени развитія, дѣлаетъ своихъ питомцевъ
испытанными, мужественными и рѣшительно нѳпобѣдимымкт. Опо
ужѳ никогда нѳ допуститъ ихъ ни смутиться, ни поскользнуться,
при какомъ бы ни было бѣдствіл; но какъ скала, чѣмъ болѣс
бьетъ въ неѳ волнъ,тѣмъ она дѣлается только чище, нисколько не
сдвигаясь съ нѣста, и лѳгко разбиваетъ напоръ рвущпхся на неѳ
') Изъ Кукува въ 405-мъ году.
Т В О І К П Ш С В . ІОАППА ЗЛАТ070ТАР0.

40