Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
2

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОГСТАГО.

любезномъ собраніи, и теперь когда оправился отъ болѣзни, вожделѣниѣе самого з^оровья то, что имѣю возможность спокойно наслаждаться вашеП лрбовыо. Не такъ горячка жжетъ тѣла одержимыя
ею, какъ наши души—разлука съ любимыми, и какъ тѣ ищутъ чашъ
и стакаповъ съ холодной водой, такъ эти — любимыхъ лицъ. Это
хорошо знаютъ тѣ, кто пріівыкъ любить. Такъ вотъ, когда освободились мы отъ болѣзни, насытимся опять другъ другомъ, если
только можно когда-нибудь насытиться, потому что любовь не
знаетъ насыщенія, но, постоянно наслаждаясь лгобимыми, болѣе и
болѣе воспламеняется. Зная это, питомецъ любви, ІІавелъ, сказалъ: пи едипому же ничгшъ же долоюни бывайте, точгю еже лю-

оити другъ друга (Римл. хш, 8). Этотъ только долгъ всегда дается
и ніікогда нѳ вышіачивается; здѣсь постоянно быть въ долгу хорошо л достохвально. Въ разсужденіи долга мы хвалимъ тѣхъ,
кто ничего не должевъ, а въ отношеніи къ любви одобряемъ и
почитаемъ всегдашнихъ должниковъ, — и что тамъ служитъ признакомъ безсовѣстности, то здѣсь — признакъ добросовѣстности,
иикогда, то есть, не вьшлачивать долга любви. Не тяготитесь же
иродолжительностію предполагаемой рѣчи: нѣкоей дивной пѣсші
хочу иаучить васъ, взявъ въ руки не мертвую лиру, но, вмѣсто
струнъ, натянувъ исторію Писанія и заповѣди Божіи. И какъ
арфисты, взявъ пальцы учениковъ, тихонько прикладываютъ ихъ
къ струпамъ, и пріучая ударять съ искусствомъ, выучиваютъ пхъ
изъ мсртвыхъ тоновъ и струнъ извлекать звукъ, нѣжнѣе и пріятis иѣе всякаго голоса, — такъ сдѣлаемъ и мы. Взявшп, вмѣсто пальцевъ, умъ вашъ и прикладывая его къ заповѣдямъ БОЖІІІМЪ, поиросішъ любовь вашу касаться ихъ съ умѣньемъ, чтобы этимъ
ѵвеселеніемъ пріівести вамъ въ восторгъ не собраніе людей, но
ликъ ангеловъ. Не довольно того, чтобы только прослѣдить Божественныя слова; нѣтъ, требуется еще доказательство отъ дѣлъ.
Какъ на арфѣ ударяетъ по струнамъ игрокъ искусный, ударяетъ
іі неискусішй, но одинъ наводитъ на слушателя скуку, другой
увеселяетъ и восхищаетъ его; пальцы одинаковы и струны одвѣ,
да не одно. нскусство: такъ и въ отношеніи къ Божественному
ІІисапію,— мпогіс конечно узнаютъ Божіи слова, но не всѣ получаютъ иользу, пе всѣ приносять плодъ; причина та, что они не
}тлубляются въ сказанное и безъ искусства касаются арфы. Дѣйствительно, что въ игрѣ на арфѣ искусство, то въ отношеніи къ
Божіимъ законамъ доказательство отъ дѣлъ. Вотъ мы уже ударили по одной струнѣ Ьо всю четыредесятницу, читая вамъ закоігь ο клятвахъ, и—по милости Божіей—многія уста слушателей научились у пасъ мелодіи этого закона, и бросивъ дурную привычку,
вмѣсто того, чтобъ клясться Богомъ, всегда при каждоігь разго-