Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫИЪ ЛИЦАМЪ.

685

61. Нъ Исихію.
Желалъ бы я повидатъся съ тобою, и тш страхъ, наводимый
исаврійцами, ви слабость здоровья не шмѣшали бы мнѣ, если
бы мнѣ иозводялось порѳѣзжать ІІО жѳлавію, ѵуда захочу; но
тѳбя, хотя ты воленъ въ этомъ, не зову сюда и не прошу оставить доиъ и пріѣхать къ намъ. Хотя и вреѵя года позволяетъ
это, и ііоѣздка не велика (потому что неболыпое разстояніе
раздѣляѳтъ насъ),—привсѳмъ томъ не рѣшаюсь тащцть тебя сюда
изъ опасенія за тебя со стороны исаврійцѳвъ. Вмѣсто того ирошу
ностояняо ішсать къ намъ ο своемъ здоровьѣ; въ этомъ отношеніи нападѳнія разбоИниковъ, конѳчно, уже нѳ могутъ служить
тебѣ ирѳиятствіѳмъ. СдѣлаИ жѳ намъ эту милость: тебѣ ато 6
легко іі удобяо; а намъ иринесѳгь больиіую радость. Ты знаѳшь
самъ, сколько доставииіь намъ удовольствія, оказывая намъ
такую благосклонвость.

62. Къ Арматію.
Что это значитъ? Ты иредоітавляещь намъ полную волю
свободно распоряжаться для своихъ надобностей нринадлежаіцішн тѳбѣ людьми π .аишаспіь ннсъ того, въ чѳмъ мы особевно
нмѣемъ надобность, то есть, своихъ шісѳмъ, которыя доставлялн
бы намъ извѣстія ο твоѳмъ здоровьѣ. Или нѳ знаешь, что именно
это болѣе всего дороіч) и яселанво искреннимъ и задушеввымъ
друзьямъ, какъ вотъ и намъ теперь? Итаісъ, если хочешь, честнѣйшііі мо/І владідко, сдѣлать намъ милость, то отмѣнн данное
твоимъ людяыъ приказавіе служііть яамъ въ тѣлесныхъ нуждахъ
(такъ какъ мы ни въ чсмъ такомъ нѳ имѣемъ нуясды, — всо течетъ у яасъ рѣкою) и доставь намъ самъ при ііосредствѣ исбольшого количества бумаги и чернилъ величайіпее одолжѳніс,
котораго мы особенно жвлаемъ удостоиться отъ тѳбя. Оно состоитъ въ томъ, чтобы ты постоянно писалъ къ яамъ ο здоровьѣ — своемъ я всего своего дома. Если бы можно было навіъ
вядѣться другъ съ другомъ, то я попроснлъ бы. какъ велнчайшѳй мнлостя, того, чтобы ты доставнлъ мнѣ удовольствіѳ
лячно увндѣть такъ горячо любяіцаго насъ друга, ісакъ ты, н
подяялъ бы себя язъ дома. Но такъ какъ страхъ, наводимый
всаврійцами, препятствуетъ этому, то утѣшай насъ, не скупясь,
своямя пясьмамн, н тогда — всѣ нашн желаяья тобой удовлетворѳяы.