Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
КЕСѢДА 0 ДОБРОДѢТЕЛЬВОЙ ЖВЗНИ.

63

воть укрѣпленіе, вотъ пристань и прибѣжище! Нѳсокрушимость
этой стѣны ты можешь видѣть изъ слѣдующаго. Христосъ не сказалъ, что только нападенія людей не одолѣютъ ея, но и самыя
здоухищренія ада: ѳрата адова, говориттѵ/не одолѣюшъ ей. Не ска-

залъ: не будутъ нападать на нее, но: пе одолѣютъ ей,—будутънаіщать, но не побѣдять ея. Α что значитъ: врата адова? Можетъ
быть, это выраженіе не ясно. Разсмотримъ, что такое ворота города, іі тогда узнаемъ, что такое ерата адова. Воротами города
называется входъ въ городъ; слѣдовательно и врата адоѳа есть
опасность, ведущая въ адъ. Такимъ образомъ, смыслъ словъ Его
слѣдующій: хотя бы устремились и наігали такія опасности, которыя въ состояніи увлечь насъ въ самыП адъ, цѳрковь останѳтся
нѳпоколебимою. Онъ могъ не допустнть, чтобы церковь испытывала
бѣдствія: почему же допустилъ? Иотому, что гораздо важнѣе донустить пскушенія и сдѣлать, чтобы отъ нихъ не происходило никакого зла, нежели не допускать ихъ. ІІоэтому Онъ допустилъ всѣ
искушенія, чтобы сдѣлать ее опытнѣйшею, такъ какъ скорбь терпѣніе содѣловаетъ, терпѣнге же искуество (Рим. ѵ, 3, 4). Α чтобы

бальше показать свою силу, Онъ исторгаетъ еѳ нзъ самыхъ вратъ
смерти. Для того Онъ н допустилъ быть бурѣ, но не допустилъ,
чтобы утопала ладья. Такъ и кормчему удивляемся мы не тогда,
когда онъ спасаетъ ладыо, илывя съ попутнымъ вѣтромъ, или когда
вѣтеръ дуетъ противъ кормы корабля, но тогда, когда море бушуетъ,
волны ярятся, буря свирѣпствуетъ, а онъ, противопоставивъ стремленію вѣтровъ свое искусство, избавляетъ корабль огь этой бури.
Такъ сдѣлалъ и Христосъ. Пустивъ Церковь носііться ію вселенной, какъ корабль по морю, Онъ не уничтожіілъ волненія, но
избавилъ ее среди воляенія, не утишилъ море, но обезопасилъ
корабль; тогда какъ вездѣ возставалн народы, подобно яростнымъ
волвамъ, и злые духи нападали на нее, какъ буйные вѣтры, и со
всѣхъ сторонъ поднималась буря, Онъ доставлялъ Церкви великую
тишину; и, что поистинѣ удивительно, не только буря не потопила корабля, но еще корабль укротилъ бурю: непрестанныя гоненія не только не потопили Церквн, но сами сокрушились ο Церковь. Какъ, какимъ образомъ и отъ чего? Отъ того изреченія, въ
которомъ сказано: врата адова пе одолѣютъ еи. Сколько усилШ употребляли язычникн, чтобы упразднить это слово, чтобы сдѣлать
безсильнымъ это изреченіе, и не могли уничтожить его? Потому что
это — изреченіе Божіе. Какъ ва башню, построенную изъ адамантовыхъ камней п твердо связанную желѣзомъ, ыападая оо всѣхъ
сторонъ, врагн не моіутъ ни пошатнуть зданія, ші разрушить его
свяэей, но удаляются, нисколько не повредивъ бапши и не причинивъ никакого зла, а только истощивъ собственныя силы, такъ