Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
652

ТВОРВВІЯ CB. ІОАННА 8JULT07CTATO.

9. Къ Насту, ВалерІю, Діофанту и Киріану, пресвитерамъ
антіохійскимъ
Не удивляюсь, что ддинное нашѳ письмо вы наввади короткимъ. Тавово свойство любящихъ: они не знаютъ пресыщвнія, не
чувствують избытка; но чѣмъ бодѣѳ получаютъ отъ любимыхъ,
тѣмъ болѣѳ просятъ. Повтому, если бы тепѳрь пршпдо къ вамъ
письмо въ десять разъ бодѣе прежняго, то и оно нѳ избѣясадо бы
упрѳка въ краткости и было бы наавано тоже нѳболыпимъ, или
лучше, нѳ только наавано, но и дѣйствительно покавадось бы
вамъ нѳболыпимъ. Такъ точно и мы самй, до какой бы стѳпѳнв
вы ш дошли въ расположѳніи къ намъ, не чувствуѳмъ полнаго
удовлѳтворенія, но всегда жѳлаѳмъ усилѳнія вашей привяванности и постоянно просимъ васъ возвратить намъ долгь нашей
къ вамъ любви (потому что пи единому оюе пичимже, говорйтъ
апостолъ, долоюни бивайте, точію еже любити другъ друга,—Рим.

і ш , 8),—долгъ, правда, всегда уплачиваемый, но сораамѣрво
тому всѳгда и отпускаемый вновь, тавъ что, получая щедрую
уплату по нему отъ васъ, ны думаемъ, что полнаго разсчета нѳ
получимъ никогда. Уплачивайте же намъ всѳгда этотъ прекрасный долгъ, приносящШ обоюдную радооть. Въ самомъ дѣлѣ, какъ
уплачивающіе, такъ и получающіе ѳго, пріобрѣтаютъ равное удовольствіе, такъ какъ и тѣ и другіе остаются одинаково въ выигрышѣ. Въ дѳнежныгь разсчѳтахъ ѳтого, конѳчно, нѳ можѳть
быть: тамъ уплачивающій соразмѣрио уплатѣ становится бѣднѣе,
а получаютій—богачѳ. Но нѳ такъ это бываетъ обыкновѳнно въ
договорѣ любви. Здѣсь уплатившій не лшпаѳтся того, чѣмъ уплатилъ, какъ лишается дѳнѳгь по переходѣ нхъ къ подучатѳлю; но
по мѣрѣ того, какъ платитъ, становится ѳщѳ богачѳ. Итакъ, зная
это, почтѳннѣйшіѳ и благоговѣйнѣйшіѳ господа мои, нѳ переставайтѳ никогда окааывать къ намъ вашѳ живое расположеніе.
Хотя вы совсѣмъ не имѣетѳ нужды въ такомъ съ нашѳй стороны
увѣщайіи, но такъ какъ мы очѳнь жаждѳмъ любри вашей, то
напоминаѳмъ объ этомъ дажѳ и не нуждающимся въ напокинаніяхъ и просимъ васъ постоянно писать къ намъ и увѣдонлять
ο своемъ адоровьѣ. Правда, вамъ не нужно напоминать и въ втомъ
625 послѣднемъ отношеніи; но ны никогда не пѳрестанѳмъ повторять
и этой своѳй просьбы, — также потому, что исполнѳніѳ ея намъ
очень жѳлательво. Мы знаѳмъ, до какой стѳпени это затрудниг

) Писано въ 405-мъ году.