Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
652 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. 9. Къ Насту, Валерію, Діофанту и Киріаку, пресвитерамъ антіохійскимъ '). Не удивляюсь, что длинное наше письмо вы назвали корот¬
кимъ. Таково свойство любящихъ: они не знаютъ пресыщенія, не
чувствуютъ избытка; но чѣмъ болѣе получаютъ отъ любимыхъ,
тѣмъ болѣе просятъ. Поэтому, если бы теперь пришло въ вамъ
письмо въ десять разъ болѣе прежняго, то и оно не избѣжало бы
. упрека въ краткости и было бы названо тоже небольшимъ, или
лучше, не только названо, но и дѣйствительно показалось бы
вамъ небольшимъ. Такъ точно и мы самй, до какой бы степени
вы ни дошли въ расположеніи къ намъ, не чувствуемъ полнаго
удовлетворенія, но всегда желаемъ усиленія вашей привязан¬
ности и постоянно просимъ васъ возвратить намъ долгъ нашей
къ вамъ любви (потому что ми единому же ничимже, говоритъ
апостолъ, должны бывайте, точно еже лобити другъ друга,—Рим.
хіп, 8),—долгъ, правда, всегда уплачиваемый, но соразмѣрно
тому всегда и отпускаемый вновь, такъ что, получая щедрую
уплату по нему отъ васъ, мы думаемъ, что полнаго раэсчета не
получимъ никогда. Уплачивайте же намъ всегда этотъ прекрас¬
ный долгъ, приносящій обоюдную радость. Въ самомъ дѣлѣ, какъ
уплачивающіе, такъ и получающіе его, пріобрѣтаютъ равное удо¬
вольствіе, такъ какъ и тѣ и другіе остаются одинаково въ вы¬
игрышѣ. Въ денежныхъ разсчетахъ этого, конечно, не можетъ
быть: тамъ уплачивающій соразмѣрно уплатѣ становится бѣднѣе,
а получающій—богаче. Но не такъ это бываетъ обыкновенно въ
договорѣ любви. Здѣсь уплатившій не лишается того, чѣмъ упла¬
тилъ, какъ лишается денегъ по переходѣ ихъ къ получателю; но
по мѣрѣ того, какъ платитъ, становится еще богаче. Итакъ, зная
это, почтеннѣйшіе и благоговѣйнѣйшіе господа мои, не переста¬
вайте никогда оказывать къ намъ ваше живое расположеніе.
Хотя вы совсѣмъ не имѣете нужды въ такомъ съ нашей стороны
увѣщаніи, но такъ какъ мы очень жаждемъ дюбри вашей, то
напоминаемъ объ этомъ даже и не нуждающимся въ напомина¬
ніяхъ и просимъ васъ постоянно писать въ намъ и увѣдомлять
о своемъ здоровьѣ. Правда, вамъ не нужно напоминать и въ этомъ
625 послѣднемъ отношеніи; но мы никогда не перестанемъ повторять
и этой своей просьбы, — также потому, что исполненіе ея намъ
очень желательно. Мы знаемъ,, до какой степени это затрудни- *)*) Писано въ 405-мъ году.