Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСЪДА 0 ТЬХЪ, КОТОРЫЕ ΚΕ ПРИШЛИ ВЪ Ц. СОБРАНІЕ.

61

Хочешь ли знать, какъ можно быть новоиросвѣщеннымъ и спустя
много времени? Послушай, что говоритъ Павелъ къ людямъ, крещеннымъ за много времени предъ тѣмъ. Въ пихь же являетеся,
якоже свѣтила еъ мірѣ,

слово животно придержаще ѳъ похвалу

мнѣ (ФІІЛИІІ. іі, 15. 16). Вы сняли съ себя етарую, разодранную
одежду, помазались духовнымъ мѵромъ, всѣ сдѣлались евободными; пусть же никто не возращается къ нрежнему рабству;
вашп дѣла—борьба и подвигъ.
Никто изъ рабовъ не подвнзается, ннкто изъ слугь пе ведстъ
ратоборства; но если найденъ будетъ какой-нибудь рабъ, то съ иаказаніемъ исключается нзъ чнсла воиновъ. I I не только въ воин.
скомъ дѣлѣ, но и на олимпійскихъ играхъ госиодствуетъ такой
же обычай. Спустя тридцать дней, проведенныхъ здѣсь, борцовъ
выводятъ и обводятъ ио иредмѣстіямъ города, н когда всѣ зрителп сядутъ на зрѣлищѣ, то ировозвѣстннкъ возглашаетъ: не
можетъ ли кто обвинить этого въ чемъ-нибудь? Когда такимъ
образомъ онъ будетъ цзбавленъ отъ всякаго иодозрѣнія въ рабствѣ, тогда н выступаетъ на иодвиги. Если же діаволъ не доиускастъ рабовъ на свои иодвнги, то какъ ты, будучи рабомъ
ірѣха, осмѣливаешься выступать на иодвипі Христовы? Тамъ
провозвѣстникъ говорнгь: нс можетъліікто обвншіть этого въчемънпбудь; а здѣсь Христосъ не такъ говоритъ, но хотя бы всѣ обвиняли человѣка прежде его крещенія, Онъ говоритъ: Я приму сго,
освобожу отъ рабства н, сдѣлавъ свободнымъ, выведу на подвнпг.
Вядіішь человѣколюбіе Подвигоположнііка? Онъ не изслѣдываетъ
прежняго, но требуетъ отчета въ послѣдующемъ. Когда та бы.ті>
рабомъ, то пнѣлъ безчисленпое множество обвинителей: совѣсть,
грѣхи, всѣхъ бѣсовъ; но никто изъ нихъ, говоріггь Онъ, не возбудплъ Меня противъ тебя, н Я не призналъ тебя недостоШшмъ
Монхъ подвиговъ, но донустилъкъ борьбѣ—не за твое достоинство,
а по Моему человѣколюбію; не отступай жс и подвпзайся, хотя бы
нужно было бѣгать, хотя бм ветупать въ рукопашный бой, хотя
бы нспытывать всѣ виды ратоборства,—н не скрытно, не тщетно,
не напрасно. Послушаіі, какъ поступилъ Павелъ: лишь только выгаелъ изъ воды, тотчасъ послѣ крсщенія онъ началъ подвизаться,
проповѣдывалъ, что сей еспіь Сынъ Божій (Дѣян. іх, 22), и съ

перваго же дня приводилъ іудеевъ въ смущеніе. Но ты не
можешь проповѣдывать, не имѣешь дара учительства? Поучай дѣламп іі поведеніемъ, свѣтомъ дѣянііі. Да просвѣтится, сказалъ
Господь, сеѣтъ вашъ предъ человіъки, яко да видятъ еаша добрая дѣла,

и прослаеятъ Отца вашего, иже па пебесѣхъ (Матѳ. ѵ, 16). Не можешь прпводитъ іудеевъ въ смущевіе словами? Сдѣлай, чтобы
они приходили въ смущеніе отъ твоего поведенія, сдѣлай, чтобы