Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
646

ТВОРКШЯ СВ. ЮАШІА ЗЛАТОУСТАГО.

дивиться тогда, ѳсли бы ничего этого нѳ случилось. Съ добродѣтелью соединѳвъ трудъ и опасность. Это ты зваешь и сама
прежде напгахъ писѳмъ, и нисколько не будешь имѣть нужды
учиться отъ другигь, да и мы пишемъ вто, уча нѳ незнающуіэ.
Мы знаѳмъ, вѣдь, что тѳбя не сможѳтъ смутить ни изгнаніе изъ
отечества, ни потеря имущества (а это для ішогихъ невыносимо),
ни оскорбленіе, ни иное какоѳ-либо подобнаго рода горе. Въ са
момъ дѣлѣ, ѳсли сообщники терпящихъ эти бѣдствія дѣдаются
достойными соревнованія, то гораздо болыпѳ тѣ, кто въ нихъ
находится. Вотъ почену Паведъ за то и другое хвалитъ увѣровавшихъ изъ еврѳевъ, говоря: воепоминайте первыя дни, *ъ пихже
просвѣтивгиеся мпогія страети претерпѣсте страданій: ово убо,
поношенми и скорбми позоръ быеше: ово же, общпицы быеше тѳрпя-

щихъ тако (Бвр. х, 32—33). Позтому и мы не пишемъ длиняаго
письма. Къ побѣдителю, поставившему блестящій трофей, никто
вѣдь не являѳтся для иомощи, но только для похвалъ. Такъ точно
и мы, зная, какоѳ великое любомудріѳ показала ты относительно
620 случившагося съ тобою, ублажаѳмъ тѳбя, удивляемся твоему терпѣнію въ настоящее время, й тѣмъ воздаяяіяьгь, которыя тебѣ
за это назначены. Α такъ какъ я хорошо знаю, что ты желаешь
узнать π ο нашихъ дѣлахъ (потому что я додго молчалъ), то
скажу тебѣ, что хотя отъ тяжкаго недуга мы освободидись, но
остатки болѣзни еще носимъ (доселѣ). Мы пользуѳися весьма
хорошими врачами, но нѳдостатокъ нѳобходимыхъ вещѳй разрушаетъ происходящую оть лѣчѳнія пользу. Дѣйствитѳльво, здѣсь
нѳ толъко скудость лѣкарствъ и ирочаго, что можѳтъ поправить
утомленное тѣло, но ѳще и го;:одъ, и зараза составляютъ предметъ заботы. Наконецъ, ѳти бѣдствія увеличиваютъ ещѳ непрерывныя разбоііническія нападенія, которыя простираются до самыхъ дальняхъ путей, заграждають и отрѣзываютъ всѣ дороги,
причиняя отсюда и путникамъ болыпую опасность. Дѣйствительно,
Лндроникъ, какъ онъ говоритъ, попался въ самыя руки разбойниковъ и спасся отъ нихъ, будучи ограблѳнъ. Поэтому прошу
твою благопристойность никого ужѳ сюда не посылать, потому
что падо опасаться, чтобы прѳдлогъ путѳшествія къ памъ не сдѣлался для приходящаго сюда причяною убіѳнія, а ты знаѳшь,
какую принѳсетъ это намъ скорбь. Но ѳсди ты нападешь на какого-нибудь заслуясивающаго довѣрія чѳловѣка, который пойдетъ
сюда по другой нуждѣ, то чрезъ него извѣщай насъ ο твоѳмъ
здоровьѣ. Нарочно же для этого, равно какъ ради нашихъ нуждъ,
пусть никто не приходитъ сюда въ виду страха, ο которомъ мы
сказали.