Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІАДГ..

GI5

XV.

рыхъ, что можетъ быть избранъ кто-нибудь неосмотрительно. Что
они не стараются ο томъ, чтобы избрать благороднаго человѣка,
ты знаешь и саиа. Бслиже это случится, чего да нѳ будѳтъ, то ты
знаешь и сама, что затѣмъ послѣдуетъ. Итакъ, чтобы нѳ случилось
ничего этого, пряложи всякоѳ старавіѳ. Α если бы можно было
бевъ шума и тайно убѣясать къ намъ Модуарію, то этинъ было
бы достигнуто очень многое. Если же нельзя, то пусть будѳтъ,
какъ велятъ обстоятѳльства. Какъ та, бросивпга два обола, превзошла всѣхъ, бросившихъ болыпе, потому что ова этимъ истощила все своѳ имѣніе (Лук. ххі, 2 — 4 ) , такъ и тѣ, кто со всею
силою стараются относительно дѣлъ, исполнили все, что имъ
подобаѳть, хотя бы ве было никакой польаы (отъ ихъ старавій)
и икѣютъ совѳршѳнвую награду. Мвого благодарю епископа Иларія за то, что овъ напясалъ мнѣ, прося позволвть ему удалвться
въ свой городъ и привѳсти въ порядокъ тамопшія дѣла, и опять
явиться къ наігь. Такъ какъ присутствіѳ его весьма полезво
(потому что онъ и богобоязненъ, и мужъ постояяяый, и ревностный), то я просилъ его, чтобы онъ, удаливпшсь, скоро возвратился. Позтому, постарайся, чтобы письно было отдаво ѳму скоро
и въ сбхранностй и не было оставлѳно въ превѳбреженіи, потому
что овъ съ большою страстію и пыломъ просилъ вашихъ писемъ,
да и присутствіе его весьма полезво. Итакъ, всячѳски позаботься
ο писыіахъ: ѳсли тамъ вѣтъ пресвитера Елладія, то постарайся,
чтобы ово было отдаво друзьямъ чрезъ какого-нибудь человѣка
разсуднтельвагр и съ умомъ.

Нъ ней же письмо хѵ-е.
Ты дв ожвдала, съ ювости показавшая такоѳ любомудріѳ и
поправшая человѣческую гордость, что будешь жить яевозмутпмой и мирвой жизнью? И какъ это возможво? Въ самомъ дѣлѣ,
ѳсли люди, протввоборствуя людямъ, получаютъ безчислѳввыя
раны и въ состязаніяхъ, и ва войвахъ, то ты, которая приступила къ саминъ вачаламъ и властямъ, къ ігіродѳржителямъ
т ы ш вѣка сѳго, къ духамъ злобы (Бфес. п , 12), и приступила
тавъ мужествѳнно, ты, которая поставила такіе трофеи и причивида столько печалѳй тону свирѣпому и проклятому дѳмону, какъ
ты могда вадѣяться, что будешь жить тихой спокойной жизнью!
Итакъ ве слѣдуетъ тревожиться изъ-аа того, что много повсюду
войвъ и смятѳдіЛ и много тревогъ, а наттротивъ, вужво бмл\р бм
издавіж спв. дух. АКАДЖМШ.

42*