Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕШЯ СВ. ЮАІША ЗЛАТОУСТАГО.

П 1 8

жѳло нзгпаніе? Чѣмъ тяжѳло лишѳніѳ имущѳства? Слова эти не
заключаютъ ничего ужаснаго на самомъ дѣлѣ, этопустыя слова,
сказашшя подъ вліяніемъ печали! Въ самомъ дѣлѣ, если ты укажѳшь на смертъ, то скажѳшь ο долгѣ природы, который вепремѣнно надо потерпѣть, хотя бы и никто не причинялъ; если
укажѳшь на изгнаше, не скажѳшь ни ο чѳмъ другомъ, к&къ ο
томъ лгапь, что изгоняемый видитъ (новую) страну и много городовъ; если укажѳшь на лшпеніѳ имущѳства, то скажешь ο свободѣ и разрѣшеніи отъ налагаѳиыхъ имъ узъ.
5. Нѳ пѳрестань, насколько отъ тебя завяситъ, усдужявать
ѳпяскопу Маруѳѣ 0» чтобы онъ поднядся язъ пропастя, потому
что я въ немъ въ особѳнностн нуясдаюсь въ вяду подожѳнія дѣдъ
въ Персія. Узнай оть вего, ѳсли для тебя будетъ возможно, какъ
ο томъ, что хорошаго совершено тамъ ѳго трудами, такъ я ο
томъ, язъ-за чего онъ явялся здѣсь, я язвѣстя яасъ, отдада ля
ты два письма, которыя я иослалъ ему. Бсля онъ пожелаетъ яамъ
послать иисьмо, то я мы ему напишѳмъ, а ѳсля не пожедаетъ,
то пусть онъ хоть разъясяятъ твоѳй богобоязнѳнности, быда ля
какая-либо польза тамъ, я надѣется ля онъ дѣйствовать съ успѣхомъ по своемъ возвращѳнін. По зтой прячяяѣ я вѣдь я старался
съ нимъ сблязнться. Тѣмъ нѳ нѳнѣѳ всѳ, что отъ тебя завясятъ,
пусть будетъ сдѣлано, я хотя бы всѣ полѳтѣли внязъ головой,
ты ясполняй свой долгъ. Награда твоя будетъ совершенна. Итакъ,
всячески я насколько возможяо расположя ѳго къ себѣ. Нѳ пренебрѳгн, прошу тѳбя, тѣмъ, что я нанѣреваюсь говорить, но пок&ясн объ этомъ болыыое стараніе. Даля ннѣ знать монахй —
марсы я готы, у которыхъ постояяяо скрывался епнскопъ Серапіонъ, что прншѳлъ діаконъ Модуарій съ извѣстіемъ, что тотъ
достойвый уднвленія ѳпнскопъ Унила, котораго я яедавяо хиротоіінсалъ я послалъ въ Готію, совѳршявпш ішого вѳлнкнхъ дѣлъ,
умеръ; я пришѳлъ этотъ діакояъ съ письмами царя готовъ, въ которыхъ онъ просилъ послать къ нимъ епяскопа. Такъ каьть, въ вяду
грозящеП намъ катастрофы, я нѳ вяжу някакого другого средства
устроить это дѣло, кромѣ медлѳнія н отсрочкн (нмъ вѣдь невозможяо теперь отплыть яя въ Босфоръ, ня въ другія стороны),
то постарайся пока задѳржать яхъ по прячянѣ зяны; яо яе пробѣгя мимо этого съ нѳбрежностію, потому что это дѣло весьиа
важное. Есть два обстоятельства, которыя въ особенностя пѳчалятъ меня, еслн онн случатся,—чего да не будетъ! — во-первыхъ,
что епискоігь будетъ поставленъ тѣмя, которые совершилн стодько
золъ я которыми быть поставляѳмымъ дѣдо незаконное, во-втог

) Епископт, мартиропольскій.