Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
писыи

КЪ ОЛИМПІАДГ». XIV.

8. Но и тамъ это злоумышленіѳ не думало отстать отънасъ.
Когда Фаретрій узналъ, то, какъ она говорила, высказалъ ѳй нного
угрозъ. Когда жѳ она гостепріимно приняла меня въ свой загородный домъ, я ничѳго ѳтого не зналъ; выйдя къ намъ, она скры, вала вто ртъ насъ, управляющѳму жѳ, находящемуся тамъ, объявила, чтобы онъ доставилъ нанъ всякій покой, и, ѳсли бы напали
на насъ монашѳствующіе, желая оскорбить насъ или побить, собрадъ бы зѳмлѳдѣльцевъ изъ остальныхъ ѳя помѣстій н такимъ образомъ приготовился къ бою противъ нихъ. Приглашала она укрыться
и въ ѳя жилищѣ, икѣющеікъ крѣпость и неприступномъ, чтобы
мнѣ избѣжать рукъ ѳпископа и монаховъ. Но я нѳ согласился, а
остался въ загородномъ домѣ, нѳ зная ничего, что затѣмъ готовилось. И этого для нихъ было нѳдостаточно, чтобы оставить
своѳ бѣшенство противъ насъ. Потомъ въ полночь, когда я ничего
втого нѳ зналъ (а Фаретрій, какъ она говоритъ, сильно грозилъ
ѳй, принуждая и заставляя ее изгнать насъ и изъ загороднаго
дома), ѳта жѳнщнна, не вынося его докучливости, хотя я не зналъ
объ зтомъ, объявила, что напали варвары, — такъ она стыдилась
сказать ο принуждѳніи, котороѳ потѳрпѣла. И войдя ко мнѣ въ
полночь, прѳсвитеръ Бвиѳій разбудилъ меня спавшаго, и громкимъ голосомъ сказалъ: встань, прошу тебя, варвары напалп, они
здѣсь близко. Вообрази, какой я былъ, слушая это. Потомъ,—
когда я сказалъ ему: что же слѣдуетъ дѣяать? убѣясать въ городъ мы не можѳмъ, чтобы нѳ потерпѣть болѣе тяжкаго, чѣнъ то,
что сдѣлали бы нанъ исавряне,—онъ началъ принуждать насъ уходить. Ночь была бѳзлунная, самая полночь, мрачная, темвая; и
это опять ставило насъ въ безпомощноѳ положеніе; никого пѳ
бнло возлѣ, никто нѳ помогалъ, потому что всѣ насъ покинули.
Тѣмъ не менѣе, побуждаемый страхомъ и ожидая тотчасъ смертп,
я , изстрадавшійся, всталъ, приказавъ зажечь факѳлы. Но пресвитѳръ приказалъ потушить и ихъ, чтобы, говорилъ опъ, варвары, привлекаемыѳ къ намъ свѣтомъ, какъ-нибудь не папали на
насъ. Были потушены и факелы. Потомъ мулъ, песшій наши носилки (потому что путь былъ очень нѳровный, крутой и камѳпнстыП), упавъ на колѣна, повалилъ мѳня, находившагося внутрп
носилокъ, и ещѳ немного, я долженъ бы погибнуть; затѣмъ,
вскочивиш на ноги, я побрелъ, поддерживаѳиый пресвитеромъ Еви- біо
ѳіемъ (онъ и самъ упалъ съ подъярѳмнаго животнаго), и такимъ
образомъ шѳлъ, ведомый за руку, лучше же тащимый, потому что
по такой нѳудобжой мѣстности и нѳдоступнымъ горамъ идти въ
полночъ было нельзя. Прѳдставь, что пригалось терпѣтъ мпѣ,
тѣснямому такими бѣдствіями, да ещѳ въ пристуЬѢ лихорздкн,
миѣ, icoTopift но зяалъ іпічего изъ ΤΟΙΌ, ЧТО было подстросію, а
ѣ