Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
638

ТВОРКШЯ СВ. JOAHHA 8ЛАТОУСТАГО.

скорблю и печалюсь, что ты, обязанная употрѳблять всѣ средства
и дѣлать все, чтобы отгонять отъ твоей души, уныніѳ, бродишь,
собирая горестныя размышленія, выдумывая то, чего нѣтъ (вѣдь
ты говорила это), и напрасно и попусту и къ ведичайшему вреду
терзая сѳбя. Почему, въ самомъ дѣлѣ, тебя печадитъ то, что ты
была не въ силахъ пересѳлить насъ изъ Кукуза? Насколько оть
тѳбя зависѣло, ты перѳселила, употребивъ всѣ средства и сдѣлавши все. Бсли жѳ дѣло нѳ пришло къ концу, то не слѣдуетъ
скорбѣть и изъ-за этого. Можетъ быть, Богу угодно было устроить
для нѳня болѣѳ длинные пути бѣговъ, чтобы были и болѣе блестящіѳ вѣнцы. Итакъ, зачѣмъ, скорбишь изъ-за того, благодаря
чему мы прославляемся, тогда какъ тѳбѣ слѣдовадо бы торжествовать
и ликовать и увѣнчивать себя ради того, что мы удостоены столь
великаго дѣла, далѳко прѳвосходящаго нашѳ достоинство? Но тебя
пѳчалитъ пустьшность здѣпшихъ мѣстъ? И что, однако, пріятнѣѳ
здѣпшяго мѣстопрѳбыванія? Спокойствіе, тишина, полноѳ отсутствіѳ
хлопотъ, здоровье тѣла. Бсли городъ не имѣѳтъ ни рынка, ни товаровъ, то для неня это нѳ имѣѳтъ никакого значенія, потому чтовсе
притѳкаетъ ко мнѣ, какъ бы изъ источниковъ. Въ самомъ дѣлѣ, у
меня ѳсть и господинъ мой здѣшній епископъ и господинъ мой
Діоскоръ, которые непрестанно совершаютъ дѣло нашѳго успокоенія. И прѳкрасный Патрикій скажѳтъ тѳбѣ, какъ мы проводимъ жизнь въ радости, въ вѳседіи, среди бодьшихъ ухаживаній
за нами, поскольку, по крайнѳй мѣрѣ, дѣло касается здѣпгаяго
моего пребыванія. Если жѳ ты оплакиваѳшь случившееся въ Кесаріи, то и зто дѣлаешь недостойно тебя. Точно такяіѳ и тамъ
были сплетены намъ опять блестяідіе вѣнцы, такъ что всѣ насъ
прославляють, превозносятъ похвалами, удивляются, изумляготся,
за что мы потерпѣли бѣдствія и изгнаны. Но вотъ ο чѳнъ пусть
викто пока не знаетъ, хотя многіѳ объ этонъ й разглашаютъ.
Господинъ мой Пэаній объявилъ мвѣ, что тамъ (въ Кѳсаріи) находятся пресвитѳры самого Фарѳтрія, которые говорили, что оші
съ нами имѣютъ общѳніе и нѳ имѣютъ ничѳго общаго съ противниками, ни сблиясаясь съ ними, ни входя въ общеніѳ. Итакъ,
чтобы намъ нѳ смутить ихъ, пусть никто не знаетъ зтого, потому
что весьма тяжѳло случившееся съ нами. Хотя я не потерпѣлъ
ничего другого ужаснаго, однако то, что случилось тамъ, было
въ состояніи доставить ннѣ безчисленныя награды: до такой степеня иы находились въ опасности дажѳ относительно своей жизни.
Но, прошу, пусть остается это у тѳбя тайной, и я разскажу тебѣ
объ этомъ вкороткѣ, не съ цѣліго опечалить, а чтобы обрадовать,
такъ какъ то, что я постоянно шѳствую чрезъ такого рода испытанія и что ихъ навлекають на мѳня тѣ, со стороны кого я ни-