Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
C40 ТВОРЕНІЯ СВ ІОАННА ЗЛАТОуСТАГО. въ такомъ положеніи, вдругъ около разсвѣта отрядъ монаховъ
(такъ надо сказать и выразить этимъ именемъ ихъ бѣшенство)
напалъ на домъ, гдѣ мы были, грозя спалить его, поджечь, при¬
чинить вамъ крайнее бѣдствіе, если мы не уйдемъ. И ни страхъ
предъ исаврянами, ни болѣзнь, такъ сильно тѣснившая насъ, ни
что другое не сдѣлало ихъ болѣе снисходительными; они насту¬
пали, дыша такой яростію, что и сами преторіанскіе воины испу¬
гались ихъ. Дѣйствительно они и имъ грозили ударами и хва¬
стались, что они уже постыдно избили многихъ преторіанскихъ
воиновъ. Преторіанцы, услышавъ это, прибѣжали къ намъ и мо¬
лили и просиди: освободи насъ отъ этихъ звѣрей, пусть даже по¬
падемся въ руки исаврянъ. Городской префектъ, услышавъ объ
этомъ, прибѣжалъ къ нашему дому, желая помочь намъ. Монахи
не послушались и его увѣщаній, но и самъ онъ оказался безси¬
ленъ предъ ними. Видя, что дѣло въ весьма затруднительномъ
положеніи, и не дерзая ни посовѣтовать намъ уйти на явную ги¬
бель, ни опять оставаться въ городѣ, вслѣдствіе такого ихъ не¬
истовства, онъ послалъ къ Фаретрію, прося уступить намъ не¬
много дней, какъ въ виду нашей болѣзни, такъ и въ виду гро¬
зящей опасности. Но и при такихъ обстоятельствахъ не было
никакого успѣха; напротивъ и на слѣдующій день они явились
еще неистовѣе, и никто изъ пресвитеровъ не осмѣливался засту¬
питься и помочь намъ, но, стыдясь и краснѣя [потому что это,
говорили они, происходило по приказанію Фаретрія], скрывались,
прятались и не внимали, когда мы ихъ звали. Зачѣмъ много
говорить? Несмотря на то, что грозили такіе ужасы, несмотря
на то, что почти очевидна была смерть, и меня убивала лихорадка
(потому что мы еще не избавились отъ происходящихъ отсюда
бѣдствій), въ самый полдень бросившись въ носилки, я былъ
вывезенъ оттуда, при рыданіяхъ, вопляхъ, проклятіяхъ сдѣлав¬
шему это отъ всего народа, при общихъ сожалѣніяхъ и плачѣ. А
когда я вышелъ изъ города, то и нѣкоторые изъ клириковъ не¬
замѣтно вышли и съ сѣтованіями провожали насъ. И въ то время,
когда мы слышали, какъ нѣкоторые говорили: куда вы отводите
615 его на явную смерть?—другой изъ числа любившихъ насъ гово¬
рилъ намъ: удались, прошу тебя; попадись исаврянамъ, только
избавься отъ пасъ; кому бы ты ни попался, ты попадешь въ бе¬
зопасное положеніе, если избѣжишь нашихъ рукъ. Когда услы¬
шала и увидѣла это прекрасная Селевкія, благородная жена мо¬
его господина Руфина (она весьма о насъ позаботилась), то увѣ¬
щевала и просила, чтобы я заѣхалъ въ ея загородный домъ,
находящійся на разстояніи пяти миль отъ города, и вмѣстѣ съ
нами послала людей, и мы удалились туда. і