Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІАДѢ. XIV. Г>39 какъ не ожидалъ, служитъ для меня основаніемъ къ наградѣ, —
въ этомъ мое богатство, здѣсь истребленіе моихъ грѣховъ. Когда
мы, избавившись отъ галатійца *)» который угрожалъ намъ почти
смертію, намѣревались вступить въ Каппадокійскую страну, мно¬
гіе встрѣчались съ нами на пути, говоря, что „господинъ Фа-
ретрій ожидаетъ тебя и всюду ходитъ, чтобы не. потерпѣть не¬
удачи въ дѣлѣ встрѣчи съ тобою, и все дѣлаетъ и предприни¬
маетъ, чтобы увидѣть тебя и обнять, и показать всю свою лю¬
бовь; онъ возбудилъ даже мужскіе и женскіе монастыри. Я же,
слыша это, ничего этого не ожидалъ, но представлялъ себѣ проти- ■
воположное; впрочемъ никому изъ возвѣщавшихъ эго я ничего
такого не говорилъ. 2. Когда, наконецъ, я вступилъ въ Кесарію, убитый, измож¬
денный, находясь въ самой высшей степени развитія пламени
лихорадки, грустя, страдая до крайности, я добрелъ до гостин¬
ницы, лежащей на самомъ краю города, и старался найти врачей,
и погасить ту печь: это была самая высшая ступень развитія
трехдневной лихорадки. Сюда присоединялось еще утомленіе отъ
дороги, усталость, разбитость, отсутствіе тѣхъ, кто услуживалъ
бы, недостатокъ необходимыхъ вещей, то, что у насъ не было
никакого врача, что мы были измучены напряженіемъ, жаромъ и
бодрствованіями, такъ что я вошелъ въ городъ почти-что мерт¬
вецомъ. Тогда-то явились весь клиръ, народъ, монашествующіе,
монахини, врачи, отъ которыхъ я пользовался большимъ попече¬
ніемъ, такъ какъ всѣ во всемъ намъ услуживали и помогали.
Однако, и при такихъ обстоятельствахъ, тѣснимый сильнымъ пла¬
менемъ (лихорадки), я былъ въ крайней опасности. Наконецъ,
мало по малу болѣзнь начала прекращаться и стихать. Фаретрія
же не было нигдѣ; онъ ожидалъ нашего отшествія, хотя—почему
у него такъ было рѣшено, не знаю. Итакъ, когда я увидѣлъ, что
бѣда незамѣтно прекратилась, я сталъ, наконецъ, подумывать о
путешествіи, чтобы достигнуть Кукуза и немного отдохнуть отъ
бѣдствій пути. Когда у насъ обстояло такъ дѣло, вдругъ сооб- eu
щаютъ, что безчисленное множество исаврянъ сдѣлало набѣгъ
на Кеоарійскую страну, что они зажгли какое-то большое село и
причинили крайнія бѣдствія. Услышавъ эго, трибунъ ваялъ имѣв¬
шихся у него воиновъ и пошелъ, потому что боялись, чтобы тѣ
не напали и на городъ, и всѣ были въ страхѣ, всѣ въ тревогѣ,
жертвуя ради опасности самымъ основаніемъ отечества, такъ что
даже сами старцы занимались охраною стѣнъ. Когда дѣла были ') Это, вѣроятно, былъ Леонтія, архіепископъ анкжрскій въ Галатія,
весьма непріязненный къ Златоусту.