Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
636 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. ставь, что отсюда происходило, когда не было ни врачей, ни бань,
ни необходимыхъ вещей, ни другихъ удобствъ, когда отовсюду осаж¬
далъ насъ страхъ предъ исаврянами и остальныя бѣдствія, ка¬
кія обычно рождаютъ неудобства дорогъ, забота, безпокойство,
уныніе, отсутствіе тѣхъ, кто услуживалъ бы. Но теперь все зто
кончилось. Придя въ Кукузъ, мы сбросили съ себя и остатки
всякой болѣзни и находимся въ бѳзукоризненнѣйшѳмъ здоровьѣ,
равно какъ освободились отъ страха предъ исаврянами, такъ какъ
здѣсь есть много воиновъ, которые вполнѣ приготовлены къ бою
съ ними; отовсюду къ намъ въ обиліи притекаютъ необходимыя
вещи, такъ какъ всѣ принимаютъ насъ со всякою любовію, хотя
біі мѣстность чрезвычайно пустынна. Но здѣсь случайно оказался
господинъ мой Діоскоръ, который и отправилъ съ этой цѣлью въ
Кесарію своего слугу, приглашая и прося не предпочесть его
дому другого; то же дѣлали очень многіе и другіе, но я счелъ не¬
обходимымъ предпочесть этого остальнымъ, и мы остановились
въ его домѣ. Онъ дѣлается для насъ всѣмъ, такъ что мы постоянно
даже упрекаемъ его изъ-за большой его щедрости и довольства,
которое онъ желаетъ доставить намъ. Такъ изъ-за насъ онъ
даже удалился жить въ помѣстье, чтобы всячески услужить намъ,
и устраиваетъ намъ жилище, удобное для зимы, совершая и пред¬
принимая все ради этого дѣла; и вообще въ услугахъ относительно
мевя нѣтъ никакого недостатка. Многіе и другіе повѣренные и эко¬
номы, получивъ письменныя приказанія отъ своихъ господъ, по¬
стоянно являются, готовые всячески успокоить насъ. Обо всемъ этомъ
я сказалъ тебѣ, и одно, болѣе раннее, я оплакалъ, а другое пріят¬
ное изложилъ, чтобы кто-нибудь необдуманно не перевелъ насъ
отсюда. Если, въ самомъ дѣлѣ, желающіе оказать намъ милость
предоставятъ - на нашу волю быть тамъ, гдѣ мы желаемъ, и не
задумаютъ назначать намъ опять другое мѣсто, какое сами поже¬
лаютъ, то прими эту милость. Если же они, насильно переселяя
насъ отсюда, намѣрены послать насъ въ другое мѣсто, и намъ
будетъ предстоять опять дорога, опять путешествіе, то для меня это
будетъ весьма тяжело: во-первыхъ (надо бояться), чтобы они какъ-
нибудь не послали насъ въ болѣе отдаленную или'въ болѣе не¬
пріятную мѣстность, а потомъ (надо знать), что путешествованіѳ для
меня тяжелѣе безчисленныхъ изгнаній. Трудность этого путеше¬
ствія свела васъ къ самымъ вратамъ смерти. Живя теперь въ
Кукузѣ, мы опять собираемся съ силами, благодаря постоянному
сидѣнію и покою, и при посредствѣ спокойствія врачуемъ бѣд¬
ствіе, которое случилось съ нами въ теченіе продолжительнаго
времени, и наши разбитыя кости, изстрадавшуюся плоть. Въ тоть
же самый день, въ который явились и мы, пришла и госпожа і