Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ІІИОЬМА КЪ ОЛИМПІАДѢ. VIII.

631

дица, зарыться и не видѣть ѳтого солнца, а, заключивпшсь гдѣлибо во тьмѣ, оплакивать свои пороки и тѣ бѣдствія, въ какія
они ввергди столысо цѳрквѳй, а тѳбѣ должно вѳселиться и радоваться, потому что ты достигла обладанія главою добродѣтелѳй.
Ты вѣдь знаѳшь, знаѳшь ясно, что нѣтъ ничего равнаго тѳрпѣнію, что оно въ особенности царица добродѣтѳдей, основаніѳ совѳршенствъ, безнятежная пристань, миръ во время войнъ, тишина
во время бури, безопасность срѳди злоумышлѳній, знаѳшь, что оно
дѣлаетъ обдадающаго имъ крѣпчѳ адаманта, что ему не въ силахъ повредить ни выдвигаемыя оружія, ни построѳнныя въ боевонъ порядкѣ войска, ни подводимыя машины, ни стрѣлы, ни
пускаѳмыя копья, ни самоѳ подчищѳ дѳмоновъ, ни страпшые
полки супротивныхъ силъ, ни самъ діаволъ, выступающій въ бой
со всѣмъ своимъ войскомъ и хитростью. Чего жѳ ты боишься? Ради
чего страдаешь, ты, которая научилась презирать дажѳ саиую
жи8нь, ѳели потребуѳтъ время? Но ты жѳдаѳшь увидѣть конѳцъ
тѣснящигь тѳбя несчастій? Вудетъ и это, и будетъ скоро, при
Божіемъ изволѳши. Итакъ, радуйся и веселись, и находи утѣху
въ твоигь добродѣтѳлягь, и никогда нѳ отчаивайся въ томъ, что
мы овять увидимъ тѳбя и напомнимъ тебѣ объ этихъ сдовахъ.

Къ ией же письмо ѵш-е.
Не суждено быдо мнѣ, очѳвидно, и удалившись изъ города,
освободиться отъ тѣгь, кто сокрушаѳтъ ной духъ. Встрѣчающіеся
съ нами на дорогѣ, одни съ востока, другіе изъ Армеши, иные
и изъ другихъ мѣстъ вседенной, снотря на насъ, проливаютъ
источники слезъ, рыдаютъ и сопровождаютъ насъ сѣтованіями во
время всего пути. Я сказалъ это, чтобы вы знали, что мнѣ многіе сострадаютъ вмѣстѣ съ ваки, а и это немало значитъ для
утѣшенія. Въ самомъ дѣлѣ, ѳсли пророкъ оплакиваѳтъ противоположное, какъ тяжкое и невыносимое, говоря: и ждахъ соскорбящаго, и не бѣ, и утѣгиающихъ и пе обрѣтохъ (Псал. L X V I I I , 21), Τ Ο ,
очѳвидно, доставляѳтъ болыпоѳ утѣшеніе π το, когда имѣешь сообпщиками унынія всю вселенную. Бсли же ты ищешь и другого
утѣшѳнія, то обрати вниианіе на то, что мы, претерпѣвъ столько
великихъ бѣдствій, остаенся здоровы, находимся въ безопаСности,
и совершенно спокойно подсчитываемъ наши разнообразныя и
нѳпрерыввыя страданія, мученія, злоумышлѳнія, находя постоянно
удовольствіѳ въ воспоминаніи ο нихъ. Итакъ, и сама обдунывая
9