Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
630

ТВОРБНІЯ СВ. ІОАЛНА ЗЛАТОУСТАГО.

мымъ примѣромъ, такъ какъ онъ хорошо разъясняетъ дѣло,—
подобяо тому, повторяю, какъ бываетъ въ тѣлѣ, что тотъ, кто
здоровъ, обладаѳтъ крѣпкимъ гЬломъ и свободенъ отъ всякой
бодѣзни, въ сялу этого самаго и безъ вѳсѳлья уже вѳселится,
въ здоровьѣ находя радость, и яя пѳрѳмѣны въ воздухѣ, ня< зной,
ни холодъ, ни скудость стола, ня что-нябудь другое въ этомъ
родѣ яе ножѳтъ опечалять ѳго, такъ какъ здоровье въ состояніи
отстранять оть яѳго происходящій отъ всѳго этого вредъ, такъ
точно случается обыкновенно и въ отяошѳнія къ душѣ. Поэтому
и Павѳлъ, будучи бичуемъ, гонимъ, тѳрпя безчислѳнныя несчастія, радовался, говоря такъ: радуюся во етраданіяхъ моихъ ο васъ
(Колосс. і, 24). Нѳ только въ царствѣ небесномъ яазпачена награда за добродѣтель, но н въ саиомъ страданіи, потому что и
потерпѣть что-нибудь за нстину величайшая награда. Вотъ почему и сонмъ апостоловъ съ радостью возвратялся изъ іудеПскаго синедріона, не только по прнчянѣ царства вебесяаго, но
и потому, что за имя Іисуса сподобялись принять бѳзчестіе
(Дѣяя. ѵ, 41), такъ какъ это я само по себѣ было вѳлйчайшей
бов честью и вѣяцоиъ, наградой и осяованіемъ неувядающаго веселія. Итакъ радуйся и ликуй! Подлиняо, не мало, но даясѳ очень
велико это состязаніѳ съ клеветою, въ особеяности когда оно бываѳтъ вслѣдствіѳ такого вѳлякаго обвиненія, изъ-за какого тепѳрь
оклеветали насъ, обвяняя въ поджогѣ въ общественяомъ судилищѣ. Потому и Соломонъ, желая изобразить суровость состязаяія, говорятъ: видѣхъ оклеветапія бивающая подъ солнцемъ: и ее
слезы оклеветанныхъ, и не было утѣшающаго ихъ (Еккл. гѵ, 1).

Если жѳ борьба велнка, а ояа и яа самомъ дѣлѣ велнка, то и
яазяаченяый за нѳе вѣнецъ, очѳвидво, очень вѳликъ. Поэтому
и Христосъ повелѣваетъ радоваться и ликовать ведущнкъ зту
борьбу съ подобающимъ терпѣніемъ. Радуйтеся, говорнтъ, и ликуйте, егда рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради, яко
мзда вагиа мпога на небесѣхъ(}Аътѳ. ѵ, 11—12). Видишь, виновникамп

какой радости, какой награды, какого вѳсѳлія бываютъ у насъ
враги? Нѳ странно ли, поэтому, устраивать себѣ самой бѣдствія,
какихъ не были въ состояяіи причинить тебѣ тѣ, а причинили
лишь противоположное имъ? Что жѳ такое я говорю? Тѣ не только
нѳ были въ состояніп наказать тебя, яо доставили тебѣ ещѳ поводъ къ радости и предлогъ къ неувядающѳиу весѳдію; а ты, до
такой степѳяи муча себя уныніемъ, наказываешь себя, разстраиваѳшься, смущаешься π исполняошься болыпой печали. Это слѣдовавало бы тѣмъ дѣлать съ собою, осля бы только когда-нибудь
опя пожѳлаля познать своя собствеяные пороки. Тѣмъ справѳдлпво было бы теперь горевать, плакать, стыднться, закрыть свои