Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О ТѢХЪ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИШЛИ ВЪ Ц. СОБРАНІЕ. 61 Хочешь ли знать, какъ можно быть новонросвѣщеннымъ и спустя
иного времени? Послушай, что говоритъ Павелъ къ людямъ, кре¬
щеннымъ за много времени предъ тѣмъ. Въ нихъ же являетеся,
якоже свѣтила въ мірѣ, слово животно придержаще въ похвалу
мнѣ (Филин, и, 15. 16). Вы сняли съ себя старую, разодранную
одежду, помазались духовнымъ мѵромъ, всѣ сдѣлались свобод¬
ными; пусть же никто не возращается къ прежнему рабству;
ваши дѣла—борьба и подвигъ. Никто изъ рабовъ не подвизается, никто изъ слугъ пе ведетъ 76
ратоборства; но если найденъ будетъ какой-нибудь рабъ, то съ на¬
казаніемъ исключается изъ числа воиновъ. II не только въ воин.
скомъ дѣлѣ, но и на олимпійскихъ играхъ господствуетъ такой
же обычай. Спустя тридцать дней, проведенныхъ здѣсь, борцовъ
выводятъ и обводятъ по иредмѣстіямъ города, и когда всѣ зри¬
тели сядутъ на зрѣлищѣ, то провозвѣстникъ возглашаетъ: не
можетъ ли кто обвинить этого въ чемъ-нибудь? Когда такимъ
образомъ онъ будетъ избавленъ огь всякаго подозрѣнія въ раб¬
ствѣ, тогда и выступаетъ на подвиги. Если же діаволъ не до¬
пускаетъ рабовъ на свои подвиги, то какъ ты, будучи рабомъ
грѣха, осмѣливаешься выступать на подвиги Христовы? Тамъ
провозвѣстникъ говорить: не можетъ ли кто обвинить этого въ чемъ-
нибудь; а здѣсь Христосъ не такъ говоритъ, но хотя бы всѣ обви¬
няли человѣка прежде его крещенія, Онъ говоритъ: Я приму сго,
освобожу отъ рабства и, сдѣлавъ свободнымъ, выведу на подвиги.
Видишь человѣколюбіе Подв11гопол ожника? Онъ не изслѣдмваетъ
прежняго, но требуетъ отчета въ послѣдующемъ. Когда ты былъ
рабомъ, то имѣлъ безчисленное множество обвинителей: совѣсть,
грѣхи, всѣхъ бѣсовъ; но никто изъ нихъ, говоритъ Онъ, не воз¬
будилъ Меня противъ тебя, и Я не призналъ тебя недостойнымъ
Моихъ подвиговъ, но допустилъ къ борьбѣ—не за твое достоинство,
а по Моему человѣколюбію; не отступай же и подвизайся, хотя бы
нужно было бѣгать, хотя бы вступать въ рукопашный бой, хотя
бы испытывать всѣ виды ратоборства,—и не скрытно, не тщетно,
не напрасно. Послушай, какъ поступилъ Павелъ: лишь только вы¬
шелъ изъ воды, тотчасъ послѣ крещенія онъ началъ подвизаться,
ироиовѣдывалъ, что сей есть Сынъ Божій (Дѣян, іх, 22), и съ
перваго же дня приводилъ іудеевъ въ смущеніе. Но ты не
можешь проповѣдовать, не имѣешь дара учительства? Поучай дѣ¬
лами и поведеніемъ, свѣтомъ дѣяній. Да просвѣтится, сказалъ
Господь, свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла,
и прославятъ Отца вашего, иже на небесахъ (Матѳ, ѵ, 16). Не мо¬
жешь приводить іудеевъ въ смущеніе словами? Сдѣлай, чтобы
они приходили въ смущеніе отъ твоего поведенія, сдѣлай, чтобы