Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
628

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОЛННА

ЗЛАТОУСТАГО.

нвніѳ за грѣхъ, накопецъ, зацвѣло, тогда, нѳсмотря на то, что
никто не принуждалъ его, никто но заставлялъ, пикто нѳ убѣждалъ, онъ пошелъ самъ собою, съ прѳнебреженіѳмъ бросилъ
деньги давшимъ ихъ и признался въ своемъ беззаконіи, говоря
вслухъ имъ: еогрѣшихъ предавъ кровь пеповинную (Матѳ. ххѵп, 4).
Такъ онъ нѳ вынѳсъ обличенія совѣсти.
Таково свойство грѣха. Прежде, чѣмъ онъ совершѳнъ, онъ
опьяяяѳтъ своего плѣнника, а когда бываѳтъ приведенъ къ исполненію и совѳршенъ, тогда пріятность его уходитъ прочь и потухаетъ, а стоитъ уже одинъ только обвинитѳль, при чѳмъ совѣсть
запииаетъ мѣсто палача и тѳрзаѳтъ согрѣшившаго, прѳдъявляеть
ему крайнія наказанія и давитъ ѳго тяжѳлѣе всякаго свинца.
8. И такого рода наказанія здѣсь; а каковы наказанія будуть назначѳны совершившимъ такія злодѣянія въ будущей
жизни, ш знаѳшь. Ο нихъ, поэтому, надо проливать слѳзы, ο
нихъ слѣдуѳтъ плакать, потому что и Павѳлъ дѣлаѳтъ такъ, радуясь вмѣстѣ съ пѳрѳносящими бѣдствія и состязающгашся, и
испытывающиші несчастія, а согрѣшающихъ оплакивая. Поэтому
онъ и говорилъ: да не како пришвдша мя смиритъ Богъ мой у
васъ,

и

восплануея

мпогихъ

прежде согрѣшшихъ

и не

покаявших^

въ распутствѣ и нечистотѣ, яже содѣяша (2 Кор. хи, 21), состязающимся ясѳ говорилъ: радуюся и сорадуюся всѣмъ вамъ (Филипп.
іі, 17). Поэтому, ничто да нѳ смущаетъ тѳбя—ни случившеѳся, нг
впрѳдь угрожающее. Волны, вѣдь, на колѳблютъ скалы, но чѣмъ
съ болыпею стремительностію ударяются объ неѳ, тѣмъ сильнѣе
разбиваются. То же самое случилось и впрѳдь случится и здѣсь,
лучшѳ же: даже гораздо болыпее. Волны нѳ колѳблютъ скалы, тебя
жѳ не только пе поколѳбали, но и сдѣлали еще сильнѣѳ. Таковъ порокъ, такова добродѣтель. Одинъ, воюя, уничтоясаѳтся, а другая,
подвѳргаясь нападѳнію, сіяетъ еще сильнѣе. Одна получаетъ награды не только послѣ состязаніП, но и во вреня самыхъ состязаліП, и саиое состязаніе для нея становится побѣдяой наградою,
а другой, когда побѣдитъ, тогда еще болѣѳ опозоривается, тогда
паказываотся, тогда исполняѳтся великаго бозчестія и, преждѳ
пазначѳнпаго ему наказанія, терпигь казнь въ с&комъ дѣяніи, а
нѳ только послѣ его совершенія. Если слова мои нѳясны, то выслушай блаженнаго Павла, который различаетъ и то и другое.
Няша нѣкогда римлянамъ, и обличая бѳзнравствѳнную ясизнь нѣкоторыхъ, и показывая, что и прежде наказанія, въ самомъ ужѳ
дѣяніи, соединяѳтся съ наказаніемъ, онъ, вспомнивъ ο противозаконныхъ смѣшевіяхъ женщянъ и мужѳй, преступившихъ гранпцы природы и выдумавшихь нѣкоторую нѳѳстественную страсть,
говоригь слѣдующимъ образомъ: жти 6о ^хь гпмѣнита
егте-