Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМІІІЛДЬ. VII.

С27

задумавшій прикрыть братоубійство, обманулъ тогда отца, но совѣсти своей не обнанулъ и не заставилъ нолчать; нѣтъ, она продолжала возставать противъ нѳго, постоянно вопіять, и нельзя
было никогда заставнть еѳ смолкнуть.* Дѣйствительно, тотъ, кто
отрекся предъ родителемъ отъ дѳрзкаго поступка, на который овъ
отважялся, кто не сказалъ ο немъ никому изъ- остальныхъ людѳй,
по прошѳствіи долгаго времени, когда никто нѳ обвинялъ ѳго,
ншсто нѳ укорялъ, никто не наступалъ и не припоминалъ ο той
выдуманной Саснѣ, подвергаясь опасности за свободу и самую
жизнь, пока8алъ, что обвинитѳль совѣсти въ столь продолжитѳльноѳ время нѳ заставленъ молчать и нѳ укрощѳнъ, говоря
слѣдующія слова: ей, $о грѣсѣхъ δο есмы брата ради нашего, егда

моляшеся намъ, презрѣхомъ горѳ его и скорбь души его и теперь кровь его взискуется отъ насъ (Быт. хілі, 21—22). Мѳжду
тѣмъ иное быдо обвиненіе, котороѳ возбуждалось противъ нѳго,—
онъ обвинялся въ воровствѣ, и былъ вѳдомъ въ судъ какъ будто
похитившій золотой кубокъ; но такъ какъ онъ не сознавалъ за
собою ничего подобнаго, то и нѳ скорбѣлъ изъ-за этого и говорилъ, что онъ тѳрпитъ это нѳ изъ-за того, въ чемъ его обвивяли
ν за что вѳли связаннымъ, а за то, въ чемъ никто нѳ обвинялъ,
и не трѳбовалъ отчета, за что ншсто нѳ влѳкъ ѳго въ судъ, лучшѳ
жѳ: на что онъ тѳперь не дерзнулъ, въ томъ именно онъ санъ
дѣлаѳтся и уликою противъ себя, и обвинителемъ. На него напада совѣсть, и онъ, съ такою безбоязнонностью пролившій кровь
брата и нисколько ο томъ не печалившійся, тепѳрь дѣлался π
сочувствующимъ брату, и обвинялъ сонмъ участвовавшихъ съ
нимъ въ кровопролитіи, и трогательно разсказывалъ ο всей жестокости, говоря: когда онъ очѳнь просилъ васъ, и мы прѳзрѣліг
горе его и скорбь души его. Достаточно было природы, говоритъ
онъ, чтобы смягчить насъ и склонить къ состраданію, а онъ еще
присоѳдинилъ и слѳзы, и мольбу, но дажѳ и этинъ нѳ склонилъ
насъ, мы прѳзрѣля горѳ его и скорбь души его. За это, говоритъ онъ, намъ приготовлѳно судилищѳ, за это мы рискуемъ
кровью, такъ какъ и мы согрѣшили противъ крови. Такъ и Іуда,
не вынося облячѳнія совѣсти, устрѳмился къ пѳтлѣ и окончилъ
жизнь чрѳзъ повѣшѳніѳ. Когда онъ дѳрзалъ на ту бѳзстыдную
сдѣлку, говоря: что ми хощете дати и азъ вамъ его предамъ (Матѳ.

ххѵі, 15)?—то не стыдился слушатѳлей, что, будучи ученикомъ,
онъ замышлялъ такое злодѣйство относитѳльно Учитѳля, нѳ былъ
опечаденъ и въ слѣдующіе затѣмъ (до предательства) дни, но,
будучи ещѳ опьянѳнъ удовольствіѳмъ сребролюбія, нѳ особѳвно
чувствовадъ обвипѳніе совѣсти. Но когда опъ совѳршилъ грѣхъ
и взялъ деньги, и удовольствіѳ отъ корысти кодчилось, а обвиvfttmrai СВ. ІОАТПТА ЗЛАТОУСТАГО.

41