Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
626

ТВОРВНІЯ СВ. 10ΑΚΚΑ 8ЛАТОУСТАГО.

выпустивши далѳко свое жало противъ ударившаго, ирѳдставляя
какъ доказательство бодьшой боди порывистую стрѳмитѳльность
противъ бьющаго, тавъ точно и тотъ бѳзстыдный звѣрь, когда
получилъ глубокія раны отъ твоѳй дивной и высокой души, напалъ сильнѣѳ и причинилъ болышя искушѳнія. Причинилъ ихъ
онъ, а не Вогъ; но Вогъ попустилъ, умножая твое богатство, увеличивая прибыль, доставляя болѣе ігаогочислѳнную награду, болѣѳ изобильное воздаяніе. Итакъ, нѳ смущайся и нѳ трѳвоясься!
Кто, въ самомъ дѣлѣ, когда-нибудь уставалъ обогащаться? Кто
былъ смущѳнъ, достигая высшѳй власти? Есля жѳ собирающіѳ эти
людскія блага, смѳртныя и болѣѳ слабыя, чѣнъ тѣнь, и увядающія скорѣе, чѣмъ завялыѳ цвѣты, радуются, ликуютъ, восторгаются отъ удовольствія, котороѳ одноврѳмѳнно и являѳтся, и отлетаѳтъ, и подобно тѳчѳнію рѣчныхъ потоковъ,—то гораздо болѣѳ
справедливо тѳбѣ, если ты преждѳ была въ уныніи, настоящій
удобяый случай сдѣлать для собя поводомъ къ величайшей радости. Твоѳ сокровшцѳ, которое ты собрала, неприкосновенно, и
достоинство, созданноѳ этими страданіями, не знаетъ смѣны и нѳ
ожидаегь конца,—оно безконечно, не пресѣвается ни трудностію
обстоятѳльствъ, ни злоумышдѳніями людей, ни нападеніями дѳмововъ, ни саиою смертію. Если ясе хочешъ ужь плакать, то оплакивай тѣхъ, кто совѳршаѳтъ подобное, виновниковъ этихъ золъ,
рабовъ, воторые и на будущее время скопили сѳбѣ самииъ вѳличайшѳѳ наказаніѳ, и здѣсь уже получиди крайнѳѳ наказаніѳ, такъ
какъ очѳнь мйогіе презираютъ ихъ, считаютъ врагаіш, проклинаютъ и осуждаютъ. Если жѳ они не чувствуютъ втого, то по
θτοΰ причинѣ въ особѳнности жалки и достойны слѳзъ, подобно
тому, какъ одержимые душевною болѣзнію, которые нѳобдуманно
и бѳзумно поносятъ и бьютъ встрѣчающихся, а часто и свопхъ
благодѣтѳлей и друзей, нѳ замѣчая сумасшествія, въ припадкѣ
котораго они бѣснуются. Потому-то они и болѣютъ неизлѣчимо,
не подпуская къ себѣ ни врачѳй, не вынося ни лѣкарствъ, но
дажѳ желающииъ прислуживать и благодѣтельствовать ішъ отплачивая противоположнаго рода дѣлами. Такъ точно и (твои враги)
достойны соясадѣнія по этой причинѣ^ если только они нѳ чувствуютъ столь вѳликой своей низости. Если же они нѳ обраіцаютъ вниианія на осуждѳніѳ другихъ, то имъ иедьзя ускользнуть отъ обличѳнія собственной совѣсти, обличенія неизбѣяшаго,
нѳподкупнаго, не отступающаго ни предъ какимъ страхомъ, нѳ
искажаѳмаго ни лѳстью, ни даяніемъ денѳгъ, нѳ исчезающаго отъ
продолжитѳлъяости времени.
2. Такъ сынъ Іакова, сказавшій отду, что злой звѣрь съѣлъ
Іосифа, сочинившій это прискорбноѳ происшѳствіѳ и етою маскою