Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЯИІППЦѢ. VI.

625

пе изнурилась множѳствомъ бѣдствій, а напротивъ еще болыыѳ
молодѣвшь, и приращѳніе состязаній даѳтъ тѳбѣ приращѳніѳ силы,
потому что воспоминаніе ο томъ, что ты ужѳ съ похвалою совершила, для тѳбя дѣлается поводомъ къ вѳсѳлію и радости, и большему утѣшѳнію. Вотъ почему мы радуѳмся, ликуемъ, вѳселимся;
пѳ пѳрѳстану постоянно повторять этого и всюду возвѣщать причияу своѳй радости. Позтому, есди тебя и опечадиваегь наше
отсутствіѳ, то утѣшеніе, даруемоѳ твоими добродѣтелями, зато для
тѳбя очѳнь велико, когда и мы, отдѣленныѳ отъ тѳбя такимъ
длиннынъ промѳжуткомъ пути, получаѳмъ отсюда, т. ѳ. отъ твоего мужѳства, неналую радость.

Къ ней же письмо ѵп-е.
1. Что ты говоришь? Ты нѳ поставилатрофея и нѳодержала
блестящей побѣды? Ты не налояшла на себя постоянно цвѣтущаго вѣнка? Но не ο томъ ли говоритъ вся вселѳнная, по всей
землѣ воспѣвающая твои добродѣтѳли? Хотя сражѳнія и состязанія были устроены въ одномъ мѣстѣ, и пути твоигь бѣговъ въ
ристалищѣ и твоя борьба, исполнѳнная вмѣсто пота кровью, были
только тамъ, по слова ο тѣхъ дѣлахъ и радость за нихъ распространились до прѳдѣловъ всѳленной. Ты жѳ, желая ихъ сдѣлать
болыпими и приготовить для себя болыпѳ паградъ, приложила
къ нимъ и вѣнцы, рождаемые смиренномудріемъ, говоря, что настолько отстоишь отъ этихъ трофеевъ, насколько мѳртвыѳ отъ
живыхъ. Что это слова смиренномудрія, я лучше попытаюсь доказать тобѣ изъ того самаго, что произошло. Ты изгнана изъ отечѳства, изъ дома, оторвана отъ друзѳй, отъ родствѳнниковъ, удалилась въ чужую страну; ты не переставала ежѳднѳвно умирать,
восполняя избыткомъ своей воли то, чѳго нѳдоставало у природы.
Въ саномъ дѣлѣ, такъ какъ, будучи чѳловѣкомъ, нѳльзя умѳрѳть
ѵного разъ самымъ опытомъ, то ты сдѣлала зто волѳю. И особенно важно то, что ты, одно претерпѣвая, а другое ожидая потѳрпѣть, нѳ пѳрѳстала возносить за ѳто славословіѳ Богу, Который
попускалъ этому случаться, равно какъ не перестала наносптъ
смѳртѳльный ударъ діаволу. Что онъ дѣйствитѳльно получилъ
смѳртѳльный ударъ, это показалъ онъ тѣмъ, что послѣ того вооружился болѣѳ сильнымъ оружіемъ; вотъ почѳму и то, что было
позжѳ, оказалось болѣѳ тяжкимъ, чѣмъ бывшѳе раньше. Какъ
скориіонъ или змѣя, когда получитъ сильный ударъ, иоднимается,