Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
622

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

намъ болѣзни, мнѣ нѳ легко было бы обмануть твою богобоязненность, возвѣщая радостяое вмѣсто пвчальнаго.. Дѣйствитѳльно,
буря, бывшая сильнѣе обыкновенной, причиняла намъ очень
тяжкую н бурю желудка, такъ что эти два мѣсяца я провелъ
нячуть не лучшѳ мѳртвыхъ, а даже ѳще и хужѳ ихъ. Я жилъ
лишь настолько, насколько чувствовалъ отовсюду окруясавшія
мѳня носчастія; всѳ для меня было ночью, и день, и утро, и полдень, и я цѣлый день проводилъ прнгвожденнымъ къ постѳли.
Принимая всякія мѣры, я былъ однако не въ силахъ устранить
599 врѳдъ, вроистѳкавшій отъ холода; несмотря на то, что я зажигалъ огонь, тѳрпѣлъ страшнѣйшій дымъ, заключился въ одной
комнатѣ, закутывался множѳствомъ одѣялъ и дажѳ нѳ осмѣлпвался перѳступить порога, я тѣмъ нѳ мѳнѣе страдалъ постоянпыни рвотами, головной болью, отвращеніѳмъ къ пищѣ и непрерывной бѳзсонницей. Такъ я проводилъ безъ сна длинныя моря
ночи. Но, чтобы нѳ мучить большѳ твоей души, занимаясь воспоминаніемъ непріятностей, скажу тѳбѣ, что тѳперь мы отъ всего
этого избавились. Лишь толысо наступила вѳсва и нѳмногр измѣнился воздухъ, всѳ уничтоясилось само собою. Тѣмъ не менѣе
мнѣ и теперь нужна большая аккуратность въ образѣ жизни;
поэтому я не обремѳняю ясѳлудка пищею, чтобы онъ бѳзъ труда
ногъ переваривать еѳ. Не мало причинило намъ безпокойства и
извѣстіе, что ты находишься при послѣднемъ дыханіи. Но
благодаря сильной любви къ тѳбѣ, попѳченію и заботливости
ο твоихъ дѣлахъ, мы еще раньше полученія писемъ отъ твоей
благопристойности освободились оть этого безпокойства, когда
. многіе пришли оттуда и возвѣстили ο твоемъ здоровьѣ.
Тѳперь я очѳнь радъ и веселъ, не потому только, что ты
избавилась отъ болѣзни, но преждѳ всего потому, что такъ бдагородно переносишь приключающіяся скорби, вазывая все
это пустяками, и что всего важнѣѳ, это то, что ты называешь
этимъ именѳмъ дажѳ и болѣзни тѣла, что свойствѳнно* душѣ,
полной силъ и изобилующей богатымъ плодомъ мужества. То
вѣдь, что ты не только благородно переносишь несчастія, а даже
и не замѣчаешь ихъ, когда они находятся налицо', напротішъ,
презираѳшь ихъ и съ большою легкостью налагаѳшь на сѳбя вѣнокъ терпѣнія, нѳ употребляя ни напряжѳній, ни трудовъ, ни
безпокойствъ, и другимъ нѳ доставляя йхъ, а какъ бы ликуя и
торжествуя, это служіггъ доказательствомъ высочайшаго любомудрія. Поэтому я радуюсь и ликую, восхищаюсь отъ радости, це
чувствую ни настоящаго одиночѳства, ни остальныхъ несчастій,
веселясь, радуясь и вѳличаясь твоимъ вѳличіемъ духа и непрерывныіш побѣдами, нѳ ради тебя только, но и ради того велп-