Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
617
исходящаго. Такъ и ты, хотя и остаешься дома н пригпождспа
къ постели, нѳ думай, что ведешь праздпую жизнь, іютому что,
имѣя постояннаго π вмѣстѣ съ тобою живущаго палача— эту
чрезмѣрпую болѣзнь, ты терпишь страданія. болѣѳ тяжкія, чѣмъ
тѣ, когда кого влачатъ, терзаютъ и мучатъ иалачи,.п кто когда
терпитъ самыя краПвія бѣдствія.
4. Птакъ, не желаП тепѳрь смѳрти и не пренебрегай заботами ο своемъ тѣлѣ, потому что и это нѳ безопасно. Потому и
Павелъ совѣтуѳтъ Тимоѳею тщательно заботиться ο себѣ. Отяоситвльно болѣзни достаточно сказать этого. Если же разлука съ
нами причиняетъ тебѣ уныніе, то ожидай конца и этому, И зто
я сказалъ теперь не для того, чтобы утѣшить тебя, но потому,
•что я знаго, что такъ непремѣнно будетъ. Если бы этому пе падлѳжало совершиться, то я давно, думается мнѣ, умѳръ бы, потому
именно, что на меня ІІОТОКОМЪ устремились испытанія. Помимо
всего того, что я прѳтерпѣлъ въ Константянополѣ, надо зпать,
сколько вытѳрпѣлъ я по удалѳніи оттуда въ продолженіѳ этого
длинпаго и труднаго путн, вытѳрпѣлъ такого, что въ большѳй части способно было причинить смерть, сколько, затѣмъ, послѣ
прибытія сюда, сколько послѣ переселеяія изъ Кукуза, сколько
послѣ прѳбыванія въ Арависсѣ. Но всѳго этого мы избѣжали и
тѳперь здоровьГи находимся въ полномъ благополучіи, такъ что
всѣ и армяне изумляются, что при такомъ немощномъ и сухо- 595
щавомъ тѣлѣ я переношу такой невыносимый холодъ, что могу
дышать, тогда какъ люди, привыкшіе къ зимѣ, немало страдаютъ оть нея. Однако мы остались нѳвредимы до сѳго дня, и
избѣясавъ рукъ разбойниковъ, которые часто нападали, и живя
при недостаткѣ вещей пеобходимыхъ, и не имѣя возможпости
пользоваться даже банею. Когда мы жяля въ Константинополѣ,
то постоянно имѣли въ томъ нужду, а тѳперь находимся въ такомъ состояніи, что даже и нѳ желаѳмъ подобяаго рода утѣшенія, напротивъ, мы стали здѣсь ещѳ и здоровѣѳ. Ни суровость
климата, ни пустыняость мѣстъ, ни скудость съѣстныхъ принасовъ, ни отсутствіе прислуяшиковъ, ни нѳвѣжѳство врачей, пи
недостатокъ бань, ни іюстоянное заключеніе,, какъ будто въ темницѣ, въ одномъ жилищѣ, ші то обстоятельство, что я лишенъ
возможности двигаться, въ чемъ я всегда имѣлъ нужду, ни постояяное пребываніе въ дыму и около огня, ни страхъ прѳдъ разбойниками, ни постоянныя нападенія, ни другое что-нибудь въ
этомъ родѣ—ничто нѳ побѣдило насъ; напротивъ, мы чувствуемъ
себя здоровѣе, чѣмъ были тамъ, но потому, однако, что тщательпо
заботялясь ο себѣ. Итакъ, соображая все это, удаляй отъ себя
упыпіѳ, котороѳ владѣетъ тобою теперь по этимъ причияамъ, и