Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІАДѢ.

615

IV.

бѳзызвѣстно это и самому злому дѳмону. Вотъ почему, когда онъ,
употрѳбивъ всѣ тѣ средства, увидѣлъ, что борецъ остается невозмутимымъ и спокойнымъ, то устрѳмился къ зтому вѳліічайшѳму
состязанію, говоря, что все остальное выносимо, лишится ли кто
дитяти, Е Л И имущѳства, или чего-нибудь другого (потому что это
обозначается словами: кожу за кожу, — Іов. и, 4 ) , а смертѳльный
ударъ тотъ, когда кто получитъ въ удѣлъ страданія тѣлѳсныя.
Вотъ почему, когда онъ былъ побѣждѳнъ послѣ этой борьбы, онъ
не могъ и голоса поднять, хотя преждѳ спорилъ крайне безстыдно.
Здѣсь же, говорю, и онъ уже не нашелъ возможнымъ выдумать чегонибудь безстыднаго, но удалился съ закрытамъ отъ стыда лицомъ.
3. Но если тотъ желалъ смерти, не вынося страданій, то не
думай, что это для тебя служитъ оправданіемъ въ желаніи самой
смѳрти. Въ самомъ дѣлѣ, поразмысли, когда тотъ желалъ и при
какомъ положеніе дѣлъ, а именно, когда законъ не былъ данъ,
пророки не являлись, благодать въ такой степени не была излита,
и самъ онъ нѳ получилъ участія въ другихъ родахъ цѣломудрія.
Что дѣйствительно отъ насъ трѳбуѳтся больше, чѣмъ отъ Ж І І В пшхъ въ то врѳмя, и что намъ надлѳжатъ болѣе трудные подвиги 503
послушай, какъ говоритъ объ этомъ Христосъ: аще не шбудетъ
правда

вагиа паче

книжникъ

и фарисей,

не внидете

въ царстеіе

не-

(Матѳ. ѵ, 20). Поэтому не думай, что желаніѳ смерти теперь
свободно отъ вины, но слушай голоса Павла, который говоритъ:

бесное

разрѣшитися

и ео Христомъ

бити,

мпого

паче лучгие: α еже

пре-

во плотщ пуоюпѣйше васъ ради (Филипи. і, 2 3 — 2 4 ) . Чѣмъ
больше усиливаются мучѳнія, тѣмъ большѳ увеличиваются и
вѣнцы; чѣмъ большѳ обжигаютъ золото, тѣмъ чищѳ оно становится; чѣмъ обшврнѣйшее море переплываетъ купецъ, тѣмъ
большѳ собираетъ онъ товаровъ. Итакъ, не подумай, что тебѣ
вреддѳжитъ малое состязашѳ, — нѣтъ, подлежитъ болѣѳ высокое,
чѣмъ всѳ то, что ты прѳтерпѣла, разумѣю состязаніе по поводу
болѣэніг тѣла. Такъ и Лазарю (хоть я и часто говорилъ тебѣ
это, но ничто нѳ мѣшаетъ сказать то же и теперь) этого было
достаточно для спасѳвія (Лук. хѵі); и въ нѣдра того, кто открывалъ домъ для приходящихъ, кто, по повелѣнію Божію, постоянно
былъ пере( еленцѳмъ, и кто заклалъ родного сына, ѳдинороднаго,
даннаго въ глубокой старости, отошѳлъ тотъ, кто нѳ сдѣлалъ
ничего подобнаго, такъ какъ онъ легко перенесъ бѣдность и болѣзнь, и отсутствіѳ покровитѳлей. Для тѣхъ, кто благородно пѳрѳноситъ 4го-нибудь, это, дѣйствительно, столь великоѳ благо, что
. Богъ, если найдѳтъ кого согрѣшившимъ весьма тяжко, освобождаѳтъ отъ тяжѳлаго бремени грѣховъ; а если найдѳтъ украшеинаго добродѣтѳлями и праведнаго, то и для того дѣлается прибывати