Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
614

ТВОРВШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

были похищенн всѣ разомъ, ни непрерывно наступающіѳ враги,
никакое другое подобнаго рода бѣдствіе, даже и самая вершнна
того, что считается пѳчальнымъ, — смѳрть, до такой степени
страпгаая и ужасная, не такъ тяжела, какъ тѣлѳсный недугъ.
Показываетъ это вѳличайшій борецъ тѳрпѣнія, который, послѣ
того какъ впалъ въ тѣлесную болѣзнь, считалъ смѳрть освобожденіѳмъ отъ тѣснившкхъ ѳго нѳсчастій, и когда терпѣлъ всѣ
другія напасти, не чувствовалъ, хотя и получадъ удары одияъ
ва другимъ и послѣдній изъ нихъ смвртельный. Нѳ кадоважнымъ
вѣдь, а напротивъ дѣломъ самой крайней злобы противъ нѳго
было то, чтобы человѣку не молодому и не впервые тѳперь лишь
выступающему на состязанія, но ужѳ изнуренному множѳствомъ
слѣдовавшихъ другъ за другомъ стрѣдъ, нанести скѳртвльный
ударъ чрѳзъ гибѳль дѣтей и ударъ до такой стѳпѳни тяжѳлый,
чтобы погубить дѣтѳй обоихъ иоловъ и всѣхъ разомъ, въ раннемъ
возрастѣ и насильствѳнаою смѳртью, и въ самомъ родѣ смѳрти
приготовить имъ впезапную могилу. Въ самомъ дѣлѣ, онъ не
увидѣлъ ихъ ни лежащими въ постели, иё лобызалъ ни рукъ ихъ,
не слышалъ ни послѣднихъ словъ, нѳ прикоснулся ни къ ихъ
ногамъ и колѣнамъ, не сомкнулъ устъ, нѳ закрылъ глазъ ихъ,
когда они умирали, нежду тѣмъ это нѳмадо содѣйствуетъ утѣшѳнію отцовъ, лишающяхся своихъ дѣтей; онъ не проводидъ въ
могилу раньше однихъ, найдя въ другихъ, по возвращѳвіи, утЬшеніѳ свовй скорби по умершимъ,—нѣтъ, онъ услышалъ, что всѣ
они были засыпаны во врѳия пира, изобиловавшаго не пьянствомъ,
а*любовью, за трапѳэой братской любви, воэлежа на ложѣ, и все
смѣшалось вмѣстѣ — кровь, вино, бокалы, кровля, трапеза, пыль,
члены дѣтѳй. И все-таки когда онъ услышалъ объ этомъ и прѳждѳ
того объ остальныхъ несчастіяхъ, которыя были тяжки и сами
по себѣ, іютому что и (все прочвѳ) нвсчастнымъ образомъ погибло —
іі стада овецъ, и всѣ стада скота, — одни, какъ говорилъ злой
вѣстникъ печальнаго иронсшествія, были истреблѳны ниспавшииъ
яебеснымъ огвемъ, другія всѣ разомъ были похшцены разлнчпими непріятелями и убиты вмѣстѣ съ самими пастухами; и
все-таки, говорк», видя такую бурю, разразившуюся въ одинъ
мигъ надъ полямн, надъ домомъ, надъ животными, надъ дѣтьми,
видя волны, слѣдугоіція одяа за другой, непрорывные утесы,
глубокій мракъ и невыноснмый напоръ волнъ, онъ нѳ поддавался
унывію и иочти не замѣчалъ происшѳдшаго, развѣ лишь настолько, насколько онъ былъ чѳловѣкъ и орецъ. Но когда оігь
былъ преданъ болѣзни и язвамъ, тогда сталъ искать и смѳртн,
тогда лачалъ и плакаті* и сѣтовать, чтобы ты поняла, что это
всего тяжелѣс н лредставляѳтъ высочайшій видъ тѳрпѣнія. Нѳ