Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
013

ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІАДЪ. IV.

Поэтому прошу тебя и самой пользоваться имъ, и позаботиться
чтобы намъ опять посдади ѳго, потому что когда ны снова стали
чувствовать разстройство, то опять восподьзовались имъ и все
исправили. Дѣйствительно, оно успокоиваѳтъ внутрѳннія воспалѳнія, вытягиваетъ влагу, снабжѳно въ подобающей мѣрѣ тѳплотою,
вдагаетъ нѳобычайную бодрость и возбуждаеть позывъ къ п т ц ѣ , —
доказатѳльство всеиу этону оно дало намъ въ нѣсколъко дней.
Поэтому, постарайся упросить господина моѳго, почтѳннѣйшаго
Ѳѳофила комита, чтобы онъ опять приготовилъ и прислалъ его
намъ. Пусть не печалитъ тебя то, что мы здѣсь зимуемъ, потому
что тѳперь мы чувствуемъ себя гораздо легче и здоровѣѳ, чѣмъ
въ прошломъ году; еоли бы и ты сама проявляда подобающую ο сѳбѣ заботу, то чувствовада бы себя гораздо лучше.
Бсди жѳ говоришь, что болѣзнн у тѳбя родились отъ унынія, то
зачѣмъ опять требуешь отъ насъ писемъ, когда нисколько не
воспользовалась ими для пріобрѣтенія хорошаго расположѳнія
духа, но до такой стѳпѳни предадась власти унынія, что жѳлаешь
даясѳ тѳперь пѳреселенія ивъ ѳтой жизни? Развѣ ты нѳ знаешь,
какая вѳликая награда назначена для благодарной души и за
болѣэнь? Развѣ не часто я бѳсѣдовалъ съ тобой относитѳльно
этого предмета, и когда находидся внѣстѣ съ тобою, и чрезъ
писыса? Но такъ какъ, можетъ быть, или множѳство дѣлъ, или
самая природа бодѣзни и непрерывныя нѳсчастія не дозволяютъ
тебѣ дѳржать сказанноѳ постоянно въ свѣжой памяти, то послушай,
какъ мы станѳмъ напѣвать опять то ясе самое язванъ твоего унынія:
таяжде бо писати, говоритъ апостолъ, мнѣ убо нелѣноетпо, вамъ
же твердо (Филипп. ш, 1).
2. Итакъ, что я и говорю, и пшпу? Для стяясанія славы,
Одимпіада, нѣтъ ничего равнаго тѳрпѣнію, проявляющемуся при
болѣзняхъ. Подлинно, эта добродѣтедь царица благъ по иреимущоству и вершина вѣнцовъ; и подобно тому какъ оно царствуетъ
надъ остальными добродѣтѳлями, такъ точно и въ вѳнъ самомъ
въ особѳнности этотъ видъ блыстатѳльнѣе прочихъ. Сказанное,
бшъ можѳтъ, нѳясно; поэтону поясню ѳго. Итакъ, что же такое я
говорю? Ни потеря имущества, даже если бы кто-вибудь лишился
всего, что имѣлъ, ни лишеніѳ чести, ни изгнаніѳ изъ отечѳства
и отведѳніѳ въ чужую страну, ни мученіе трудомъ и работою, ни
жизнь въ тѳмницѣ, н? прѳбываніе въ узахъ, ня пориданія, бранныя рѣчи и насмѣшки, — не сочти, въ самомъ дѣлѣ, мужественнаго пѳренесенія всего этого даясѳ и за малый видъ тѳрпѣнія; а
что это такъ, показываетъ Іеремія, столь великій и славный мужъ,
который не мало былъ смущенъ этимъ искушеніѳмъ (Іер. х ѵ ) , —
но, прододжаю: ни это все, ни потѳря дѣтеіі, дажѳ если бы они
иадАніж о д в . ДУХ. АКАДКМІИ.

Ч

ч

40*