Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА ЕЪ ОЛИМПІАДЪ. IV. 615 безызвѣстно это и самому злому демону. Вотъ почему, когда онъ,
употребивъ всѣ тѣ средства, увидѣлъ, что борецъ остается невоз¬
мутимымъ и спокойнымъ, то устремился къ этому величайшему
состязанію, говоря, что все остальное выносимо, лишится ли кто
дитяти, или имущества, или чего-нибудь другого (потому что это
обозначается словами: кожу за козку, — Іов. и, 4), а смертельный
ударъ тотъ, когда кто получитъ въ удѣлъ страданія тѣлесныя.
Вотъ почему, когда онъ былъ побѣжденъ послѣ этой борьбы, онъ
не могъ и голоса поднять, хотя прежде спорилъ крайне безстыдно.
Здѣсь же, говорю, и онъ уже не нашелъ возможнымъ выдумать чего-
нибудь безстыднаго, но удалился съ закрытымъ отъ стыда лицомъ. 3. Но если тотъ желалъ смерти, не вынося страданій, то не
думай, что это для тебя служитъ оправданіемъ въ желаніи самой
смерти. Въ самомъ дѣлѣ, поразмысли, когда тотъ желалъ и при
какомъ положеніе дѣлъ, а именно, когда законъ не былъ данъ,
пророки не являлись, благодать въ такой степени не была излита,
и самъ онъ не получилъ участія въ другихъ родахъ цѣломудрія. Что дѣйствительно отъ насъ требуется больше, чѣмъ отъ жив¬
шихъ въ то время, и что намъ надлежать болѣе трудные подвиги. г,пз
послушай, какъ говоритъ объ этомъ Христосъ: аще не избудетъ
правда ваша'паче книжникъ и фарисей, не внидете въ царствіе не¬
бесное (Матѳ, г, 20). Поэтому не думай, что желаніе смерти теперь
свободно отъ вины, но слушай голоса Павла, который говоритъ:
раврѣшитися и со Христомъ быти, много паче лучше: а еже пре-
бывати во плоти, нужнѣйше васъ ради (Филипп. і, 23—24). Чѣмъ
больше усиливаются мученія, тѣмъ больше увеличиваются и
вѣнцы; чѣмъ больше обжигаютъ золото, тѣмъ чище оно стано¬
вится; чѣмъ обширнѣйшее море переплываетъ купецъ, тѣмъ
больше собираетъ онъ товаровъ. Итакъ, не подумай, что тебѣ
предлежитъ малое состязаніе, — нѣтъ, подлежитъ болѣе высокое,
чѣмъ все то, что ты претерпѣла, разумѣю состязаніе по поводу
болѣзни тѣла. Такъ и Лазарю (хоть я и часто говорилъ тебѣ
это, но ничто не мѣшаетъ сказать то же и теперь) этого было
достаточно для спасенія (Лук. хѵі); и въ нѣдра того, кто откры¬
валъ домъ для приходящихъ, кто, по повелѣнію Божію, постоянно
былъ перес еленцемъ, и кто заклалъ родного сына, единороднаго,
даннаго въ глубокой старости, отошелъ тотъ, кто не сдѣлалъ
ничего подобнаго, такъ какъ онъ легко перенесъ бѣдность и бо¬
лѣзнь, и отсутствіе покровителей. Для тѣхъ, кто благородно пере¬
носитъ ѣго-нибудь, это, дѣйствительно, столь великое благо, что
. Богъ, если найдетъ кого согрѣшившимъ весьма тяжко, освобож¬
даетъ отъ тяжелаго бремени грѣховъ; а если найдетъ украшен¬
наго добродѣтелями и праведнаго, то и для того дѣлается при-