Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
610

ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУОТАГО.

Ничего подобнаго не сказалъ онъ и нѳ подумалъ; но какъ борѳцъ,
шѳствующій среди вѣяковъ, ОНЪ радовался и вѳселился, не питая
здобы ни къ братьяжъ, ни къ првлюбодѣйкѣ. Изъ чего это видно?
Изъ того, что онъ самъ однажды говорилъ одному изъ тѣхъ, кто
таиъ былъ въ вто время связанъ. Онъ до такбй стѳпѳни былъ
далекъ отъ плѣненія уныніемъ, что разсѣевалъ пѳчали и у
дрѵгигь. Въ самомъ дѣлѣ, когда онъ увидѣлъ, что нѣкоторыѳ
688 тамъ омущѳны, разстроѳны и пѳчалятся, онъ тотчасъ подошелъ,
чтобы узнать причину. И узнавъ, что безпокойство происходить
. всдѣдствіе видѣнныхъ сновъ, истолковалъ сновидѣнія. Потомъ,
прося напомнить царю отнооительно его освобождѳнія, — потому
что хоть онъ и былъ благороденъ, и достоинъ удивленія, ио все
жѳ былъ человѣкъ и не желалъ страдать въ тѣхъ узахъ,—итакъ
прося напомнить ο немъ прѳдъ царенъ и убѣдить послѣдпяго
освободить ѳго изъ оковъ, и вынуждаѳный при этомъ сказатъ и
ο причинѣ, по κοτοροΰ онъ былъ ввержѳнъ въ темпицу, чтобы н
тотъ, прося 8а нѳго, нмѣдъ благовидный предлогъ къ заіщггѣ
его, онъ не вспомнилъ ни ο комъ изъ своихъ обидчиковъ, UO,
освободивпш сѳбя самого отъ обвинѳній, на этомъ только и остановился и не указалъ погрѣшивпшхъ противъ нѳго. Я , говорить
онъ, татбою украденъ быхъ изъ земли е&рейскія, и здѣ ничто сотво-

рихъ, и ввергогиа мя зъ ровъ сей (Быт. X L , 15). И ради чего не говоришь ты ο бдудняцѣ, прѳлюбодѣйкѣ, братоубійцахъ, зависти,προдажѣ неистовствѣ госпожи, нападѳніи, ея распущѳнности, сѣтяхъ,
хитрости, клеветѣ, нѳправоігь судѣ, развращѳнноісъ судьѣ, беззаконномъ рѣшеніи, приговорѣ, не имѣющѳмъ оспованія? Почѳму
ты молчишь объ втомъ и скрываешь? Потому, что я не умѣю
помнить зла, говоритъ онъ, такъ какъ это для меня служитъ вѣнцаіш и наградами, и основаніями къ вяпцпей пользѣ.
14. Видишь любомудрую душу? Видишь душу чистую отъ
гнѣва π высшую сѣтей? Видишь, какъ онъ болыпѳ сострадаетъ
обидчикамъ, чѣмъ помнитъ зло? Чтобы не выдать ни братьевъ,
ни той ПЛОТОЯДЕОЙ ясвнщины, онъ говоритъ: татбою украдепъ быхъ
т

шъ звмли еврейскія, и здѣ ничто сотворихъ. И нягдѣ.онъ пе вспо-

кинаетъ ни ο лицѣ, ни ο рвѣ, ни объ измаильтянахъ, ни ο чеиълибо другомъ: Но и послѣ этого все-таки на его долю выпадо
необыкновенноѳ испытаніе. Получившій отъ него столь велнкое
утѣшеніѳ и освобождѳнный, согласно съ его предсказашемъ, отъ
узъ, и призванный къ прѳжней чѳсти, забыдъ ο бдагодѣяніи и
просьбѣ правѳднаго. И одинъ былъ слугою въ царскихъ дворцахъ,
наслаждаясь большимъ счастіемъ, а другой, сіяя свѣтлѣе соднца
и пспуская столь блестящіе дучя добродѣтѳли, яшлъ еще въ
тѳмницѣ, я нѳ было никого, кто бы напомяналъ ο немъ царю.
I