Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
59 БЕСѢДА О ПХЪ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИШЛИ ВЪ Ц. СОБРАНІЕ. нѣкогда почитали Бога, но потомъ отстали отъ чувственнаго бого¬
почитанія, и перешли къ духовному, увѣровавъ всѣ. Видишь ли
мудрость Павла? Видишь ли его благоразуміе? Видишь ли, какъ
онъ одержалъ надъ ниміі побѣду не посредствомъ евангельскихъ
изреченій или апостольскихъ, но посредствомъ надписи? Не оста¬
вляй же безъ вниманія, возлюбленный, надннсація божественныхъ
изреченій. Если ты будешь внимателенъ и осмотрителенъ, то и въ
іюстороіпісмъ найдешь нѣчто полезное; а если будешь нера¬
дивъ и безнечепъ, то и отъ божественныхъ Писаній не будетъ
тебѣ никакой пользы. Какъ умѣющій извлекать выгоду отвеюду
извлекаетъ се, такъ не умѣющій, хотя бы наше.ть сокровище,
остается ни съ чѣмъ. Хотите ли, я представлю вамъ и другой
подобный примѣръ того, какъ нѣкто говорилъ въ иномъ смыслѣ,
а евангелистъ обратилъ силу сказаннаго въ свою пользу? Слу¬
шайте же внимательно, чтобы вамъ уразумѣть, какъ и онъ плѣ¬
нилъ смыслъ (рѣчи) въ послушаніе Христово, чтобы вамъ узнать,
что, если мы можемъ плѣнять себѣ чужое, то тѣмъ болѣе, тру- '
дясь надъ собственнымъ, получимъ пользу. Первосвященникомъ въ
въ тотъ годъ былъ Каіафа. II это было слѣдствіемъ нечестія іуде¬
евъ, потому что они унизили достоинство священства, сдѣлавъ
первосвященниковъ продажными. А прежде не было такъ, но только
лишь со смертію оканчивалось священство первосвященника;
тогда же и живые лишаемы были этой чести. Итакъ, первосвя¬
щенникомъ въ тотъ годъ былъ Каіафа, который вооружалъ іудеевъ
противъ Хрисха и говорилъ, что ему должно умереть, хотя не
могъ обвинить Его ни въ чемъ, но бывъ снѣдаемъ завистію. Та¬
кова зависть: такъ воздаетъ она за благодѣянія! Поэтому, приводя
и причину злоумышленія, онъ говорилъ: уне есть, да единъ чело¬
вѣкъ умретъ, а не весь языкъ погибнетъ (Іоан, хі, 50). Посмотри, какъ
сила этого изреченія была на нашей сторонѣ, дабы тебѣ уразу¬
мѣть, что, хотя это были слова священника, но смыслъ ихъ могъ
сдѣлаться духовнымъ. Уне есть, да единъ человѣкъ умретъ, а не
весь языкъ погибнетъ. Сего же о себѣ не рече, говоритъ евангелистъ, ■
а потому, что былъ архіерей лѣту тому, прорече, что Христу
должно умереть не только за іудеевъ, но и за всѣ народы (Іоан,
хі, 51); поэтому онъ и сказалъ, что уне есть, да единъ человѣкъ
умретъ, а не весь языкъ погибнетъ. Видишь ли силу Божію, какъ
она заставляетъ языкъ враговъ говорить за истину? 5. Итакъ о томъ, чтобы не оставлять безъ вниманія надписей
божественныхъ Писаній, довольно сказано, если вы будете помнить.
Еще хотѣлъ бы я сказать, кто писатель этой книги, когда и для
чего онъ написалъ ее. Но пока удержимъ въ памяти сказанное, а
это отложимъ на слѣдующій день, если Богу будетъ угодно. Я хочу