Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
608

ТВОРЮПЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

еѳ дажѳ гораздо бодѣѳ тяжелою, чѣмъ тѣ. Танъ побѣда со стороны злоумышленія была погибелью тѣла, эдѣсь же совѳршѳнною гибелью душн и смѳртью безсмертаою, нѳсчастіѳмъ, не имѣющимъ облегчѳшя. Здѣсь быдъ не только опасный втотъ ровъ, но
и то, что вмѣстѣ съ насидіемъ и коварствомъ (эта спальня) была
полна великаго ласкатѳльства, сильнаго и различнаго, многообразнаго огня, не тѣло жгущаго, во сожигающаго самую душу.
Указывая на вто самоѳ, Соломонъ, который въ особенности точно
зналъ, каково сходиться съ жѳнщиною, ииѣющею мужа, говоритъ:
. ввяжетъ ли кто огнь &ь нѣдра, ризъ же не сожжетъ ли? Или ходит
кто будетъ на угліяхъ огнепныхъ^ погъ же пе сожжетъ ли? Іако входя
щій къ женѣ мужатѣй и веякъ прикасайея ей не будетъ оставленъ
бѳзъ наказанія (Притч. п , 27—29). Смысдъ его словъ таковъ:
какъ невозможно, говорптъ онъ, чтобы кто-нибудь, находясь въ
огяѣ, не горѣлъ, такъ невозможло и то, чтобы кто-нибудь, находясь въ связя съ жеяіцянамя, избѣжалъ пррнсходящаго отсюда воспламѳнѳнія. Этотъ же пѳрспесъ то, что было гораздо болѣѳ тяжело. Самъ онъ нѳ коснулся ея, по тою былъ удѳрживаемъ,
схвачѳнный одяяъ только одною, я это послѣ того, какъ онъ былъ
привѳденъ въ изнеможеніе столь великнми ужѳ бѣдствіями, изнурѳнъ такями злыми кознями и ясѳлалъ успокоѳнія н безопасности.
18. И всѳ-таки, находясь въ такихъ сѣтяхъ и видя, что на
него яападаетъ многообразный звѣрь и всячееки терэаетъ его—
прикосновѳніѳмъ, голосомъ, глазами, румянами, подкрашиваніеісъ,
посредствомъ золотыхъ вещѳй, благовоній, одвясдъ, обращеній,
словъ, наряда, въ который она была облѳчѳна, посрѳдствомъ одиночѳства, посрѳдствомъ того, что вто оставалось скрыто отъ другихъ,
посрѳдствомъ богатства, могущѳства, посредствомъ того, что эта
ясенщива вмѣстѣ съ тѣмъ имѣла своимъ союзникоісъ, ο чемъ я
прѳжде сказалъ, возрастъ, природу, рабство, пребываніе ѳго въ
чужой странѣ,—онъ побѣдилъ все то шшся. Я говорю, что это
искушеніе нного тяжелѣѳ и завястя братьевъ, и родственной нѳнавистя, и продаяси, и власти варваровъ, и длиянаго путешествія,
я пребыванія въ чужой землѣ, и темпицы, и узъ, и продолясительнаго
врѳмени, и бывшаго здѣсь бѣдствія; подлинно, опасность превышала крайяіе предѣлы.Α послѣ того какъ онъ избѣжалъ и этой войны, и повѣялъ здѣсь исполнѳнный росы вѣтѳръ, явившійся какъ
по благодатя Божіей, такъ и вслѣдствіѳ добродѣтеля юноши,—а у
нѳго быдо столько спокойствія и цѣломудрія, что онъ постарался
положить конецъ ея бѣшенству,—послѣ того какъ, говорю, онъ
вышѳлъ непрякосновѳннымъ, подобно юношамъ, избѣясавшямъ
персидскаго племеяи (и вони огненни пе бягие еъ нихъ, говорнтся,
587 Дая. иі, 94), послѣ того какъ показалъ сѳбя вѳликимъ борцомъ