Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛЯМПІАДП. Ш.

607

пѳрсидскія руки зажигали съ болыпимъ усердіѳмъ вавилонскую
пѳчь, доставляя огню обильную пищу іі бросая въ плаиѳнь разнообразныя воспланѳняющія средства,—такъ точно и тогда та
жалкая и нѳсчастная женщиаа зажигала пламя болѣе тягостное,
чѣнъ та пѳчь,—женщина, отъ которой пахло благовоніями, которая околдовывала юношу подрумянѳнными щѳвдми, ~подкрашенН Ы І І И глазами, изнѳможеннымъ голосомъ, движеніяии, сладострастною походкою, мяпсими одеждами, золотыми украшеяіями и другимя подобными безчнслѳнными чарами. Какъ искусный охотникъ, иамѣрѳваясь овладѣть трудно удовимымъ животнымъ, пускаѳтъ въ ходъ всѣ орудія своего искусства, такъ точно и она,
зная цѣдомудрѳнность юноши (потому что въ течѳніе такого вреиепи она не могла оставаться пѳзамѣчѳнною), пришла къ рѣшепію, что для плѣпѳнія юношп ей нужно < большое вооруясѳніе, и
потому употребляла въ дѣло всѣ оружія нѳобузданности. Дажѳ и
этими одними она нс довольствовалась, но выжидала удобнаго
врѳмѳни π мѣста, удобнаго для охоты. Поэтому, плѣненная
страстыо, она нѳ тотчасъ сдѣлала нападеніе, но ждала долгое
врѳмя, страдая этою бѳзчѳстною страстыо и пригоговляясь, боясь,
чтобы, вслѣдствіѳ поспѣпгаостп и небрежно обдуманныхъ ея замысловъ, добыча не ускользнула. И однажды, найдя его одного
только въ домѣ, исполнявшаго обычныя дѣла, она, ваконѳцъ,
копаетъ глубочайшую пропасть и, отовсюду распростерши крылья
удовольствія, какъ бы ужѳ имѣя юношу въ сѣтяхъ, входіггь, папавъ одпа па одного; лучшс же не одпа, потому что она имѣла
ссбѣ помощниками и возрастъ, и прпроду, и свои орудія; паконецъ опа насильно влѳчѳтъ этого благороднаго юношу къ беззаконному дѣлу. Что тяжелѣе этого искушенія? Какой пѳчи и пламони пс сильнѣе это, — чтобы цвѣтущій гоноша, рабъ, одішокій,
изгяанный изъ отечества, чужеземѳцъ, переседѳнецъ, захваченный въ такомъ уѳдинсніи (потому что и это также ведетъ къ таковому плѣнѳнію) столь сладострастною и ненстовствующѳю госпожою, столь богатою и облѳченною такямъ великимъ могуществомъ,
былъ ею удержнваѳмъ, и оболыцаемъ, и вѳдомъ къ господскому
ложу, и это послѣ столь вѳликихъ опаспостѳй и злокозненій?
Вѣдь ты знаѳпіь, что большинство людей, когда случится быть
искушепнымн бѣдствіяюі и находпться въ носчастіяхъ, а потомъ
призваняыии къ роскоши и покою и жизни ігзнѣженной и распу- ш
щѳпной, бѣгутъ ыа зовъ очень охотно. Но пе таковъ этотъ; напротивъ, онъ твердо стоялъ, во всемъ показнвая свою твердость.
Я смѣло могъ бы назвать равными мѳжду собою эту спалыш π
вавилонскую иечь, u Даніпловъ ровъ со львазш, и чрево морского звѣря, въ которое попалъ пророкъ, корѣѳ жѳ я назвалъ бы