Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІЛДѢ. ш .

605

вела нѳ отъ добродѣтели с ы н а , по отъ времени его рожденія. Такъ к а к ъ онъ былъ рождвнъ послѣ остальн ы х ъ д ѣ т е й и в ъ глубокой старости отца (а такія дѣти вождѳлѣнны, потому что они рождаются сверхъ ожиданія), повтому и
былъ любимъ. Любилъ ѳго отѳцъ, говорится, яко еыпъ старости
л ю б в и свое начало

ему быть (Быт.

х х х ѵ п , 8).

11. Α написалъ это законодатѳль, какъ я дуиаю,. повѣствуя
не ο томъ, что было, но указывая ляпіь предлогъ и отговорку
отца. Такъ какъ онъ сталъ замѣчать, что мальчику завидуютъ, то,
желая ослабять страсть братьѳвъ, выдукалъ причину любви, которая яе роясдала бы большой къ нѳму завистя. Что дѣйствятельно
не это быдо причиной нѣяеной любви, а процвѣтающая добродѣтѳль дупш, болѣе зрѣлая, чѣмъ возрастъ, ясяо язъ отношеній
Іакова къ Вѳніамяну. Въ самомъ дѣлѣ, ѳсли бы тотъ былъ любимъ по этой причинѣ, то гораздо болѣе слѣдовало бы быть любИНЫИЪ ТОМу, КТО бЫЛЪ НОЛОЖѲ еГО. ВѢДЬ ОНЪ бЫЛЪ рОЖДѲНЪ 584
послѣ Іосифа, и скорѣе этотъ былъ для нѳго сыяомъ старости.
Но, какъ я и сказалъ, это былъ вымысѳлъ отца, желавшаго прекратить братскую войяу; однако, и такимъ образомъ ояъ былъ не
въ силахъ достягяуть цѣли, напротивъ пламя разгоралось ѳще
сидьяѣѳ. И такъ какъ до поры они ничего не быля въ сядахъ
сдѣлать, то наносили ѳму гнусноѳ бѳзчѳстіе, взводили постыдное
обвияѳяіе; такимъ образонъ братья предупредили варварскую
ясенщину и явились гораздо худшими, чѣмъ она. Та была
безчестною въ отношѳнін къ чуясому, а эти въ отношѳніи къ
брату. Дажѳ и здѣсь они не остаяовились въ проявленіи своѳй
порочности, но вѳли борьбу все дальшѳ и дальшв; и, взявши
одного въ пустынѣ, хотѣли убить, затѣмъ продали, сдѣлали
рабомъ вмѣсто свободнаго, и притомъ продали въ саноѳ горькое рабство. Вѣдь даже и не иноплемѳнникамъ какямъ-нибудь отдали они брата, а варварамъ, говорнвшимъ другямъ
языкомъ я уходившикъ въ варварскую страну; Богъ жѳ, наиѣрѳваясь сдѣлать его болѣе славнымъ, выносыдъ, когда ато
происходило, и долго терпѣлъ, когда однѣ опасности смѣняли
другія. Послѣ завясти и постыдной клевѳты они предали его убіенію и рабству, болѣѳ тяжѳлому, чѣиъ убіѳніе. Нѳ пробѣги съ нѳбрѳжностью мимо того, что сказано, но поразішсли, каково было
благородноиу мальчику, воспитаняому въ отцовскомъ домѣ со
всякою свободою, съ такой любовью отца, вдругъ быть проданнымъ
братьями, которые яи въ чемъ нѳ могли ѳго обвинить, и быть
выдану иноплѳменникамъ иноязычнымъ и свирѣпыкъ, которые
скорѣѳ были авѣряня, чѣмъ людьмя; каково было сдѣлаться ему
изгнанникомъ и пѳрѳселенцемъ, рабомъ и чужезѳмцемъ вмѣсто