Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІАДѢ, ш. 607 персидскія руки зажигали съ большимъ усердіемъ вавилонскую
печь, доставляя огню обильную пищу и бросая въ пламень раз¬
нообразныя воспламеняющія средства,—такъ точно и тогда та
жалкая и несчастная женщина зажигала пламя болѣе тягостное,
чѣмъ та печь,—женщина, отъ которой пахло благовоніями, кото¬
рая околдовывала юношу подрумяненными щеками, 'подкрашен¬
ными глазами, изнеможеннымъ голосомъ, движеніями, сладостраст¬
ною походкою, мягкими одеждами, золотыми украшеніями и дру¬
гими подобными безчисленными чарами. Какъ искусный охот¬
никъ, намѣреваясь овладѣть трудно уловимымъ животнымъ, пу¬
скаетъ въ ходъ всѣ орудія своего искусства, такъ точно и она,
зная цѣломудренность юноши (потому что въ теченіе такого вре-
мепп она не могла оставаться пезамѣчѳнною), пришла къ рѣше¬
нію, что для плѣненія юноши ей нужно. большое вооруженіе, и
потому употребляла въ дѣло всѣ оружія необузданности. Даже и
этими одними она не довольствовалась, но выжидала удобнаго
времени и мѣста, удобнаго для охоты. Поэтому, плѣненная '
страстью, она не тотчасъ сдѣлала нападеніе, но ждала долгое
время, страдая этою безчестною страстью и приготовляясь, боясь,
чтобы, вслѣдствіе поспѣшности и небрежно обдуманныхъ ея за¬
мысловъ, добыча не ускользнула. И однажды, найдя его одного
только въ домѣ, исполнявшаго обычныя дѣла, она, наконецъ,
копаетъ глубочайшую пропасть и, отовсюду распростерши крылья
удовольствія, какъ бы уже имѣя юношу въ сѣтяхъ, входитъ, па-
павъ одна па одного; лучше же не одна, потому что она имѣла
себѣ помощниками и возрастъ, и природу, и свои орудія; нако¬
нецъ она насильно влечетъ этого благороднаго юношу къ безза¬
конному дѣлу. Что тяжелѣе этого искушенія? Какой печи и пла¬
мени нс сильнѣе это,— чтобы цвѣтущій юноша, рабъ, одинокій,
изгнанный изъ отечества, чужеземецъ, переселенецъ, захвачен¬
ный въ такомъ уединеніи (потому что и это также ведетъ къ та¬
ковому плѣненію) столь сладострастною и неистовствующею госпо¬
жою, столь богатою и облеченною такимъ великимъ могуществомъ,
былъ сю удерживаемъ, и обольщаемъ, и ведомъ къ господскому
ложу, и это послѣ столь великихъ опаспостѳй и злокозненій?
Вѣдь ты знаешь, что большинство людей, когда случится быть
искушепннмп бѣдствіями и находиться въ нссчастіяхъ, а потомъ
призванными къ роскоши и покою и жизни изнѣженной и распу- &зв
щенной, бѣгутъ па зовъ очень охотно. Но пе таковъ этотъ; на¬
противъ, онъ твердо стоялъ, во всемъ показывая свою твердость. Я смѣло могъ бы назвать равными между собою эту спальпю и
вавилонскую печь, п Даніиловъ ровъ со львами, и чрево мор¬
ского звѣря, въ которое попалъ пророкъ, корѣѳ же я назвалъ бы