Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІАДЪ. Ш. 605 любви свое начало вела не отъ добродѣтели сына, по отъ вре¬
мени его рожденія. Такъ какъ онъ былъ рожденъ послѣ осталь¬
ныхъ дѣтей и въ глубокой старости отца (а такія дѣти вождѳ-
лѣнны, потому что они рождаются сверхъ ожиданія), поэтому и
былъ любимъ. Любилъ его отецъ, говорится, яко сынъ старости
ему быть (Быт. хххѵп, 8). 11. А написалъ это законодатель, какъ я думаю,, повѣствуя
не о томъ, что было, но указывая лишь предлогъ и отговорку
отца. Такъ какъ онъ сталъ замѣчать, что мальчику завидуютъ, то,
желая ослабить страсть братьевъ, выдумалъ причину любви, кото¬
рая не рождала бы большой къ нему зависти. Что дѣйствительно
не это было причиной нѣжной любви, а процвѣтающая добродѣ¬
тель души, болѣе зрѣлая, чѣмъ возрастъ, ясно изъ отношеній
Іакова къ Веніамину. Въ самомъ дѣлѣ, если бы тотъ былъ лю¬
бимъ по этой причинѣ, то гораздо болѣе слѣдовало бы быть лю¬
бимымъ тому, кто былъ моложе его. Вѣдь онъ былъ рожденъ 584
послѣ Іосифа, и скорѣе этотъ былъ для него сыномъ старости. Но, какъ я и сказалъ, это былъ вымыселъ отца, желавшаго пре¬
кратить братскую войну; однако, и такимъ образомъ онъ былъ не
въ силахъ достигнуть цѣли, напротивъ пламя разгоралось еще
сильнѣе. И такъ какъ до поры они ничего не были въ силахъ
сдѣлать, то наносили ему гнусное безчестіе, взводили постыдное
обвиненіе; такимъ образомъ братья предупредили варварскую
женщину и явились гораздо худшими, чѣмъ она. Та была
безчестною въ отношеніи къ чужому, а эти въ отношеніи къ
брату. Даже и здѣсь они не остановились въ проявленіи своей
порочности, но вели борьбу все дальше и дальше, и, взявши
одного въ пустынѣ, хотѣли убить, затѣмъ продали, сдѣлали
рабомъ вмѣсто свободнаго, и притомъ продали въ самое горь¬
кое рабство. Вѣдь даже и не иноплеменникамъ какимъ-ни¬
будь отдали они брата, а варварамъ, говорившимъ другимъ
языкомъ и уходившимъ въ варварскую страну; Богъ же, на¬
мѣреваясь сдѣлать его болѣе славнымъ, выносилъ, когда это
происходило, и долго терпѣлъ, когда однѣ опасности смѣняли
другія. Послѣ зависти и постыдной клеветы они предали его убіе¬
нію и рабству,, болѣе тяжелому, чѣмъ убіеніе. Не пробѣги съ не¬
брежностью мимо того, что сказано, но поразмысли, каково было
благородному мальчику, воспитанному въ отцовскомъ домѣ со
всякою свободою, съ такой любовью отца, вдругъ быть проданнымъ
братьями, которые ни въ чемъ не могли его обвинить, и быть
выдану иноплеменникамъ иноязычнымъ и свирѣпымъ, которые
скорѣе были звѣрями, чѣмъ людьми; каково было сдѣлаться ему
изгнанникомъ и переселенцемъ, рабомъ и чужеземцемъ вмѣсто