Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕШЯ СВ. ІОЛННЛ 8ЛЛТОУСТАГО.

или—когда онъ, послѣ того какъ они быди засыпаны и окончнли жизнь самымъ горькимъ видомъ смерти, пѳрѳнѳсъ сдучившеѳся съ большою мудростію? Когда онъ лучшѳ заблисталъ, —
тогда ли, когда отъ стрижки овѳцъ ѳго нагрѣвадись пдечи обнаясѳнныхъ, или — когда, услышавпш, что огонь упадъ съ нѳба и
истрѳбилъ стадо виѣстѣ съ пастухами, онъ нѳ смутился ѳтимъ,
нѳ пришелъ въ замѣшатѳльство, но кротко снѳоъ нѳсчастіе? Когда
онъ былъ болѣѳ вѳликимъ, — тогда ли, когда подьзовадся здоровьемъ тѣда для защиты обижаѳмымъ, сокрушая челюсти нѳправедныхъ, исторгая изъ зубовъ ихъ похищенноѳ ими, и быдъ
пристанищемъ для угнѳтаемыхъ, иди—когда видѣлъ тѣло свое,
этотъ щить для обижаѳмымъ, съѣдаемымъ червями и, сидя на
навозной кучѣ, самъ скоблшгь ѳго, взявши глиняяый чврепокъ?
Обливаю грудіе земли гной стружа, говоритъ онъ (Іов. ѵи, 5 ) .

Хотя то все были добродѣтели, а ѳто вое — страданія, однако посдѣднія показали его бодѣе славнымъ, чѣмъ пѳрвыя, потону что
они составляли самую трудную часть состязанія, требовавшую для
себя большаго мужѳства, бодѣѳ ѳнѳргячной души, 0олѣе возвышеннаго разума и обладанія болыпѳй любовью къ Богу (чѣмъ
добродѣтеля). Вотъ почему, когда быди только добродѣтеди, діаволъ, хотя я безстыдно и совѳршѳнно разбойнически, но всѳ же
возражалъ: еда туне Іоѳъ нтитъ Бога (Іов. і, 10)? Α когда прнкдючились я нѳсчастія, то діаволъ, закрывши своѳ дяцо, обратядся
въ бѣгство, нѳ инѣя ужѳ возможности прикрыться дажѳ и тѣнью
какого-лябо бѳзстыднаго противорѣчія, потому что ѳто — вѳршина
. вѣнца, это — высшая стѳпѳнь добродѣтели, вто—ясноѳ доказатѳльство мужѳства, это — тщатѳльнѣйшѳѳ напряжѳніѳ мудрости. И
саиъ этотъ блаженный Іовъ, объясняя, насколько оила унынія
тягостнѣѳ смерти, называетъ послѣднюю покоемъ. Смерть мужу,
говоритъ онъ, покой (Іов. ш , 28), я прооитъ еѳ оѳбѣ въ качѳствѣ иилости, чтобы только освободиться отъ уні^нія, говоря:
аще δο далъ 6ы и 9а пріидетъ прошеніе мое, и надежду мою далъ Ы
5во Богъ. Наченъ Господь да уязвляетъ мя, и до конца да не убіешъ мя.
Буди же ми градъ гробъ, па его же стѣчахъ скакахъ въ пемъ (Іов. ѵі,
8 — 1 0 ) . До такой степени уяыніѳ тяжелѣѳ всѳго; а чѣнъ оно тяясѳлѣѳ, тѣмъ большини сопровождается оно и воздаяніями.

8. Α чтобы ты узнада я съ другой сторояы, сколь вѳдика
выгода отъ страданій, дажѳ ѳсдя бы кто-нибудь пострададъ и не
изъ-за Бога (и ннкто да не считаѳтъ этого прѳувѳличѳніѳвіъ),
а всѳ-таки страдалъ бы и переносидъ бы благородно и кротво, ва
все прославляя Бога, — обрати вниманіѳ на то, что самъ онъ не
зналъ, что терпѣлъ зто иэъ-за Бога, однако, за это награждался
вѣнцомъ, такъ ка&ъ, н яе зяая причнны несчастій, перояосилъ