Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
56

ТВОРВШЯ

CB.

ІОАННА

8Л1Т07СТАГ0.

свыше, и таково достоинство этого зрѣлища—не учиться ничему
отъ людей, но отъ Бога чрезъ людей.
Итакъ, нужно изслѣдовать, кто шісатель (этой кюгги), когда
онъ напиеалъ, η ο чемъ, н для чего постановлено чнтать ее въ
этотъ праздникъ, потому что, можетъ быть, вы въ теченіе всего года
нѳ слышите чтенія зтой книги. ІІодлинно, и этознать полезно,а затѣмъ
пужно изслѣдовать, иочему она имѣетъ такое надписаніе: Дѣянія
Апостольскія, іютому что надпиеаній не должно оставлять безъ
вннманія и ие вдругь обращаться къ пачалу сочиненія, но напередъ должно разсматрнвать названіе книги. Какъ у насъ голова
дѣлаетъ вѣдомымъ остальное тѣло, и лице, находящееся наверху,
служитъ къ его открытію, такъ и надішсаніе, поставленное наверху, иредъ сочиненіемъ въ заглавіи его, дѣлаетъ для насъ
болѣе извѣстнымъ ирочее, содѳрясащееся въ писаніи. Не видите
ли и на изображеніяхъ царскихъ, какъ вверху начертывается
изображеніе съ надписью царя, а внизу въ основаніи пишутся
трофеи, побѣды, иодвиги? Тоже можно видѣть и въ писаніяхъ.
Вверху начертано царское изображеніе, а внизу написаны
побѣды, трофеи, подвиги. Такъ иы поступаемъ и тогда, когда
72 получаемъ письмо: не вдругъ разрываемъ перевязку и не тотчасъ
читаемъ находящееся внутри, но напередъ обращаемъ вниманіе
на внѣшнюю надішсь и изъ нея узнаемъ, кто иослалъ и кому
слѣдуетъ получить. Какъ же, не безразсудно ли въ дѣлахъ житейскихъ оказывать такое усердіе, и не возмущаться, и не тревожиться, но дѣлать каждое дѣло по порядку, а здѣсь негодовать
и спѣшить скорѣе пристушггь къ началу? Хотите ли знать, сколько
силы въ надшісаніи, сколько важности, какое сокровище находится въ заглавіяхъ ішсаній? Послушайте, чтобы вамъ не пренебрегать надписаніемъ божественныхъ книгъ. Нѣкогда * Павелъ
пришелъ въ Аѳины. Въ этой самоП книгѣ написано повѣствованіе
объ этомъ. Онъ нашелъ въ городѣ не божественную книгу, а
идольскій жертвенникъ; нашелъ и надпись слѣдующую: нешдомому Богу, и не прошелъ мимо, но чрезъ надпись жертвенника
ниспровергъ самый жертвенникъ (Дѣян. хѵп, 23). Такъ святый
Павелъ, имѣвшій благодать Духа, не прошелъ мимо надписи
жертвенника, а ты не обращаешь вниманія на надігаси Писаній?
Онъ не оставилъ безъ вниманія того, что написали аѳиняне идолопоклонники, а ты не считаешь необходимымъ того, что написалъ
Духъ Святый? Какое же ты можешь имѣть оправданіе? Но посмотримъ, сколь великая польза бываетъ отъ надписи. Когда ты
увидишь, что такую силу оказала надпись, начертанная на
жертвенникѣ, то поймѳшь, что гораздо болыпе могутъ значить
вадписи божественныхъ Писаній. Павелъ вошелъ въ городъ и