Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
597
и видѣли Его столысо времѳни творнвшимъ чудеса, получили
участіѳ въ трапезѣ съ Нимъ, въ бѳсѣдѣ и такихъ рѣчахъ, и наставлѳны были во всякомъ родѣ учѳнія; эти апостолы, постоянно
удѳрживавшіѳ Христа, привяэанные къ Нему, какъ грудныя дѣти,
и безпрестанно спрашивавшіѳ Его: камо идеши?—когда услышали
слова, наводившія на нихъ уныніѳ, такъ были подавлены силою
этого унынія и до такой степени нсполнились печали, что ужѳ нѳ
разспрапшвали Его объ этомъ. И укоряя ихъ за ато, Христосъ
говорилъ: вы слышали, что Я иду къ послаехиему Мя, и иду къ вамъ
и пиктоже отъ ваеъ вопрошаетъ Мене: камо идеши? Но, яко еія глаго-

лахъ важь, печаль наполнила ваше сердцѳ (Іоан. гѵч, 5—6). Видишь, какъ сила унынія затемнила любовь, какъ она сдѣлала
ихъ своими плѣнникамп и подчинила себѣ? Λ опять тотъ славный Илія (не отстану отъ нѳго даже и теперь), послѣ бѣгства и
удалѳнія изъ Палестпны, не вынося тягости унынія (и дѣйствительно, онъ очень унывалъ; на ѳто указалъ и писавшій исторію,
говоря, что отъиде душиради своея, 8 Цар. ш , 8 ) , — послушай, что 577
говоритъ въ своей молитвѣ: довлѣетъ нынѣ, ГЬсподи, возьми душу
мою оть мене, яко нѣем% азъ луншій отецъ моихъ (4). Такъ (смѳрть)—

вто страшнлище, эту высшую степѳнь наказанія, эту главу золъ,
это во8Мбздіѳ за всякій грѣхъ, онъ проситъ какъ желаннаго и хочетъ получить въ качѳствѣ милости. До такой стѳпени уныніѳ
ужаснѣе смерти: чтобы иабѣжать пѳрваго, онъ прибѣгаетъ къ
послѣдней.
5. Здѣсь я хочу разрѣшить тебѣ одинъ вопросъ. Я вѣдь
знаю твою любовь къ рѣшеніямъ подобныхъ вопросовъ. Итакъ,
что же это за вопросъ? Если онъ думалъ, что смѳрть лѳгче, то
зачѣмъ онъ убѣжалъ, оставивши и отѳчество, и народъ, чтобы
не подвѳргнуться смѳртя? ІІочѳму онъ тогда избѣгалъ ея, а тѳперь
шцѳтъ ѳе? Чтобы тебѣ знать и отсюда въ особѳнности, насколько
уныніѳ тягостнѣе смерти. Когда потрясъ его одинъ только страхъ
смѳрти, онъ естественно дѣлалъ все, чтобы ивбѣжать ея. Α послѣ
того какъ обнаружило свою природу уныніе, поѣдая, истощая,
убивая его своими зубами, сдѣлавшись для нѳго невьгаосимымъ,
тогда, наконѳцъ, онъ счелъ, что самое тяжѳлое (т. е. смерть)
легче ѳго. Такъ и Іона, избѣгая унынія, прибѣгнулъ къ смерти,
и самъ проситъ себѣ смерти, говоря: пріими душу мою отъ мепе,
яко лучшѳ ми умрети, пеоюели жити мнѣ (Іон. іг, 3). И Давидъ,

пиша псаломъ или отъ собственнаго своѳго лица, или отъ лица
другихъ, пѳчалившихся, показываѳтъ то же самое. Внегда востати
грѣшпому предо мною, говоритъ онъ, онѣмѣхъ и смирихея, и умолчахъ отъ благъ: и болѣзнь моя обноеися. Оогрѵьхся сердце мое ео мнѣ,
и еъ поученіи моемъ разгоритея огнь (Псал. хххѵпі, 2—4): страсть
ВЗДАНІЕ СБП. ДУХ. АКАДКМШ.

39*