Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЫГА КЪ ОЛИМТПАДѢ. III.

таинствамъ и приннмаетъ участіѳ въ той страшной трепѳзѣ, говоря такъ: сего ради въ ваеъ мнози ѵемощни и недужливы, и епятъ

доволпи (1 Кор. хі, 30). И всѣ законодатели не присуждаютъ ли къ
этому наказанію тѣхъ, кто совершилъ самыя ужасныя злодѣянія? 575
И Богъ въ законѣ не наложилъ лп этого крайняго наказанія на
великихъ грѣшниковъ? Не нзъ-за страха лп предъ смертію тотъ
патріархъ, побѣдившій и самую природу, рѣшплся отдать свою
собственную жену въ жертву варварскаго сладострастія и египетской тиранніи, самъ устраивалъ это дѣяніе безчестія и увѣщѳвалъ жену вмѣстѣ съ нимъ притворствовать въ этомъ тяжкомъ и
псчальномъ дѣлѣ? И онъ даже не стыдится указать причину такого притворства: будетъ, говоритъ, егда увидятъ тя, такъ блистаюшую юностью и обладающую красотой лица, убіютъ мя, тебе же
снабдятъ. Рцы убо, яко сестра моя, да добро мпѣ оудетъ тебе ради,
и будетъ жива дуѵиа моя, тебе ради (Быт. хн, 12—13). Видішіь

страхъ, видишь трепетъ, потрясающій эту высокую и любомудрую
душу? ВиДишь адамантъ, сокрушенный страхомъ? Онъ лжстъ
объ ея происхождешп, даетъ женѣ одно лнцо вмѣсто другого и
дѣлаетъ агницу легко уловимою для волковъ, и что всего невыносимѣе для мужей, именно видѣть, что жена обезчещивается,
лучше ж ѳ — д а ж е только подозрѣвать ее, то самое, п даясе ещѳ
болѣе тяжкое (потому что въ даняомъ случаѣ было не иодозрѣніе, но обезчѳщеніе, на которое дерзали самымъ дѣломъ), онъ ІІС
только видитъ, но и устраиваеіъ такъ, чтобы на нсго дерзнули,
и это кажется ему и легкнмъ, и выносимымъ. Такъ страсть преодолѣвала страсть, страсть тяжкая побѣждалась тягчаІШіей, и
боязнь смертп одерясала верхъ надъ ревностью. I I тотъ великій
Илія изъ-за страха передъ смѳртью сталъ бѣглецомъ, изгнавшікомъ и переселенцемъ, испугавшись только угрозы распутной и
нечестивой жешцины (3 Цар. хіх), — тотъ, кто заключплъ иебо и
совершилъ столько чудесъ, не пѳренесъ страха предъ оя словами,
но ужасъ такъ потрясъ эту возвышавшуюся до небссъ душу, что
опъ оставилъ разомъ и отечество, и такой народъ, изъ-за котораго раныпе подвергнулся столь великимъ опасиостямъ, и одинъ
только прошелъ сорокодневный путь, и переселнлся въ пустыию,—
и это сдѣлалъ послѣ того дерзновенія, послѣ такой свободи рѣчи,
послѣ столь веліікаго проявленія мужества. Подлинно, весьма
страшна природа смерти. Вотъ почему, несмотря на то, что она
ежедневно нападаетъ напашъ родъ, она при каждомъ мертвсцѣ
такъ устрашаетъ, смущаетъ и пораясаетъ ыасъ, какъ будто бы
она является тогда неожііданно. И пи врачество со стороны времени, пя ежедневное упражненіс въ этомъ созорцаііііг, нс въ еилахъ успокоять пасъ; уншііе и ужасъ этотъ не старѣетъ π отъ
Т В О Р Е Л І Я С В . І О А П П А ЯЛАТОУ(^ТАГО.

39