Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИШПАДѢ.

Ш.

593

обстоятельствъ, сколько въ разумѣ людей. Если же это такъ, если
многіѳ, изобилуя богатствомъ, считаютъ жизнь невыносимой, а
другіе, живя въ крайней бѣдности, всѳгда остаются радостнѣе
всѣхъ, если люди, пользующіеся охранною стражею и славою и
честью, часто призываютъ проклятіе на свою жизнь, а незнатные
и рожденные отъ незнатныхъ и никому неизвѣстные считаютъ
сѳбя счастливѣе многихъ, — потому что нѳ столько въ природѣ
обстоятельствъ, сколько въ разумѣ людей, леяеить причина радости (нѳ перестану постоянно повторять это), — не падай духомъ,
сестра, а возстань, протяни руку нашему слову и доставь намъ
эту прекрасную помощь, чтобы мы совершенно исхитили тебя изъ
горькаго плѣна размншлѳній. Если ты не пожелаешь и сама
проявить такого же усердія, какое и мы проявляѳмъ, то у наст>
нѳ будетъ никакой пользы отъ лѣченія. И что удивительнаго,
если такъ бываѳтъ у насъ? Вѣдь даже и тогда, когда увѣщеваетъ
и совѣтуетъ всемогущій Богъ, а слушатель не повинуется Его
словамъ, не бываѳтъ никакой пользы; напротивъ, это служитъ
лишь къ болыпему наказанію не повиновавшагося. Указывая на
это, Христосъ говорнлъ: аще пе бихъ пришелъ и глаюлалъ гшъ,
грѣха не быша имѣли: пыпѣ же еины пе имутъ ο грѣе» еѳоемъ

(Іоан. хѵ, 22). Вотъ почему и оплакивая по той же самой причинѣ Іерусалимъ, Онъ говорилъ: Іерусалиме, Іерусалиме, избивый
пророки и камепіемъ побиваяй посланния къ нему, колькраты воссобрати чада ваши, и не восхотѣстеі Се оставляется домь
вашъ пустъ (Матѳ. ххш, 87, 8 8 ) .

2. Итакъ, зная это, моя боголюбезнѣйшая госпояса, трудись,
соревнуй и, имѣя помощь въ сказанномъ нани, старайся всѣмп
силами вытѣснять и изгонять тѣ размышлѳнія, которыя смущаютъ
тебя и производятъ безпокойство и такую бурю. Впроченъ, мнѣ
думается, что ншсто не долженъ и сомнѣваться въ томъ, что ты
станешь дѣлать это и будѳшь послушна нашему увѣщанію. Намъ
жѳ остается тѳперь только приготовить для тебя мечи и копья,
лукъ и стрѣлы, панцырь, щитъ и поножи, чтобы однинъ ты могла
защищать себя, и другимъ пораясать, уничтожать и умѳрщвлять
нападающія на тебя трѳвожныя размышлѳнія. Откуда же мы прнготовимъ для тѳбя эти орудія и пращи, такъ чтобы ты не позволяла даясе близко и подходить непріятелямъ, а чтобы побѣдоносно гнала ихъ прочь какъ можно далыпе? Отъ самого же
унынія, ѳсли мы немного поразсудимъ ο немъ ипокажемъ, какъ
оно тяжело и нѳсносно. Подлннно, уныніе есть тяжкое мученіо
душъ, нѣкоторая неивреченная мука и наказаніе, горшео всякаго
наказанія и мученія. И въ самомъ дѣлѣ, оно подобно смертоносному червю, касаясь не только плоти, но и самой дупш, оно —