Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИНІПАД*. III. 595 таинствамъ и принимаетъ участіе въ то» страшно» трепезѣ, го¬
воря такъ: сего ради въ васъ мнози ѵемощни и недужливы, и спятъ
доволни (іКор. хі,30). Ивеѣ законодатели не присуждаютъ ли къ
этому наказанію тѣхъ, кто совершилъ самыя ужасныя злодѣянія? 575
И Богъ въ законѣ не наложилъ ли этого крайняго наказанія на
великихъ грѣшниковъ? Не изъ-за страха ли предъ смертію тотъ
патріархъ, побѣдившій и самую природу, рѣшился отдать свою
собственную жену въ жертву варварскаго сладострастія и египет¬
ской тиранніи, самъ устраивалъ это дѣяніе безчестія и увѣще¬
валъ жену вмѣстѣ съ нимъ притворствовать въ этомъ тяжкомъ и
печальномъ дѣдѣ? И онъ даже не стыдится указать причину та¬
кого притворства: будетъ, говоритъ, егда увидятъ тя, такъ блистаю¬
щую юностью и обладающую красотой лица, убіютъ мя, тебе же
снабдятъ. Рцы убо, яко сестра моя, да добро мнѣ будетъ тебе ради,
и будетъ жива душа моя, тебе ради (Быт. хн, 12—13). Видишь
страхъ, видишь трепетъ, потрясающій эту высокую и любомудрую
душу? Видишь адамантъ, сокрушенный страхомъ? Онъ лжетъ
объ ея происхожденіи, даетъ женѣ одно лицо вмѣсто другого и
дѣлаетъ агницу легко уловимою для волковъ, и что всего невы¬
носимѣе для мужей, именно видѣть, что жена обезчещивается,
лучше же—даже только подозрѣвать ее, то самое, и даже еще
болѣе тяжкое (потому что въ данномъ случаѣ было не подозрѣ¬
ніе, но обезчещеніе, на которое дерзали самымъ дѣломъ), онъ пс
только видитъ, но и устраиваетъ такъ, чтобы на него дерзнули,
и это кажется ему и легкимъ, и выносимымъ. Такъ страсть пре¬
одолѣвала страсть, страсть тяжкая побѣждалась тягчайшей, и
боязнь смерти одержала верхъ падъ ревностью. И тотъ великій
Илія изъ-за страха передъ смертью сталъ бѣглецомъ, изгиавпи-
комъ и переселенцемъ, испугавшись только угрозы распутной и
нечестивой женщины (3 Цар. ха),—тотъ, кто заключилъ небо и
совершилъ столько чудесъ, не перенесъ страха предъ ея словами,
но ужасъ такъ потрясъ эту возвышавшуюся до небесъ душу, что
опъ оставилъ разомъ и отечество, и такой народъ, изъ-за кото¬
раго раньше подвергнулся столь великимъ опасиостямъ, и одинъ
только прошелъ сорокодневный путь, и переселился въ пустыню,—
и это сдѣлалъ послѣ того дерзновенія, послѣ такой свободы рѣчи,
послѣ столь великаго проявленія мужества. Подлинно, весьма
страшна природа смерти. Вотъ почему, несмотря на то, что она
ежедневно нападаетъ на нашъ родъ, она при каждомъ мертвецѣ
такъ устрашаетъ, смущаетъ и поражаетъ насъ, какъ будто бы
она является тогда неожиданно. И пи врачество со стороны вре¬
мени, ни ежедневное упражненіе въ этомъ созерцаніи, ис въ си¬
лахъ успокоить пасъ; уныніе и ужасъ этотъ не старѣетъ и отъ з» ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАПТТА ЯЛАТОУ(ТАГО.