Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
590

ТВОРВШЯ СВ. ІОАНВА ЗЛАТРУСТАГО.

выразить какъ одиночѳство, такъ и тяжслое несчастіе, уцотребилъ это выраженіе, чтобы показать то, что онъ терпѣлъ въ разлукѣ съ любимымя. Дальше онъ опять усиливаетъ его непосредственно слѣдующими за нимъ словами. Осиротѣзгие, говоритъ
онъ, не на (долгоѳ) время, но ко времени часа, и будучи раздучены не мыслію, но однимъ только лицемъ, мы даже и при такихъ обстоятельстваіъ не пѳреносимъ происходящей отъ ѳтоЯ
разлуки скорби; хотя мы и имѣемъ достаточное утѣшеніе въ томъ,
что соединены душою, что вы находнтесь въ нашемъ сердцѣ, что
мы видѣли васъ вчера и третьяго дня, однако все это не избавляетъ насъ отъ унынія. ЧѲРО же ты хочешь и желаешь, скажи
мнѣ, и жедаешь такъ сильно? Кядѣть самое лицо ихъ. Jluuitue,
говоритъ, тщахомея лице ваше видѣти. Что говоришь ты, высокій

и великій муясъ? Ты, который имѣешь міръ распятымъ въ себѣ
и самъ распятъ міру, ты, который освободился отъ всего плотского, стадъ почти безтѣлеснымъ, — до такой степеня сдѣлался
плѣвеянымъ любовію, что спустился въ бренную, сотворенную
изъ земли и чувственную плоть? Да, говоритъ, и я не стыжусь
своихъ словъ, но еще и горжусь, и ищу этого потому, что имѣю
изобилующую во мнѣ любовь-мать благъ. И не просто тѣлѳснаго
ирисутствія ищетъ онъ, но болѣѳ всего желаетъ увидѣть ихъ
57і лицо. Личте,

говоритъ, тщахомся лице ваше шдѣти. Итакъ, скажи

мнѣ, ты стремишься увидѣть ихъ очп и желаешь созерцанія ихъ
ляца? Даже и очень, говоритъ онъ, такъ какъ адѣсь мѣсто собранія органовъ чувствъ. Обнаженная отъ тѣла душа, сама по
себѣ сблизившись съ другою душою, не будетъ въ состояніи ни
сказать чего-либо, ни услышать, а есліі я буду подьзоваться тѣлеснымъ присутствіемъ, то и скажу что-либо, и услышу отъ любимыхъ. ІІоэтому я желаю увидѣть ваше дицо: тамъ есть и языкъ,
который издаетъ звукъ и сообщаетъ намъ ο пропсходящемъ внутри насъ, и слухъ, который воспринимаетъ слова, и глаза, ясивописующіе душевныя движенія, такъ что при посредствѣ нхъ
можно лучше насладиться бесѣдою съ любимою душою.
13. И чтобы ты поняла, какъ онъ ііламенѣетъ желаніемъ
этого созерцанія, обрати вниманіе на слѣдующее. Сісазавъ: лгште
тщахомся, онъ не удовольствовался этимъ выраженіемъ, но прибавилъ: мпогимь желаніемъ (1 Ѳесс. и, 17). Потомъ не перенося того,
чтобы его смѣшивали съ прочими, но показывая, что онъ любитъ
сильнѣѳ прочихъ, словамк: лишше тщахомея и хотѣхомъ прішпи

къ вамъ (1Ѳесс. п, 18) онъ отдѣлилъ себя отъ остальныхъ и, поставивъ только себя одного, прибавилъ: азъ убо Павелъ единою и
дважды, чѣмъ и показываетъ, что онъ старался больше остальныхъ. Затѣмъ такъ какъ ему не удалось (придти къ солунянамъ),