Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПНСЫІА КЪ ОЛВМЯІАДѢ. I I .

589

и пѳчаль такъ овладѣла и осилила меня, что принудила сдѣлаіъ
это. Λ что, дѣйствительно, онъ испыталъ ѳто вслѣдствів унынія,
ο томъ намъ нѣтъ нужды заключать по какимъ-нибудь догадкаиъ;
мы можемъ заключать и узнаіъ вто отъ самого же Павла, такъ
какъ онъ, указавъ причину своего удалѳнія, скааалъ: не имѣхъ
покоя духу моему, пе обрѣтшу ми Тшпа, но ошрекея имъ, шыдохъ.

12. Видишь, какой величайшій подвигъ—быть въ состоянін
спокойно перенести разлуку съ любимымъ человѣкомъ, и [какъ
горестно и пѳчально это дѣло, какъ оно требуетъ для себя души
возвышѳнной и мужественной? Этотъ подвигъ совершаешь и ты
сама. Но чѣмъ болѣѳ великъ подвигъ, тѣмъ болыпѳ и вѣнецъ и
блистательнѣе награды. Да будетъ тѳбѣ это утѣшеніемъ въ оясиданіи, равно какъ и то, что мы опять во всякомъ случаѣ увидимъ тебя, изобилующую наградою за этотъ подвигъ, увѣнчиваѳмую и осыпаемую славнѣйшики похвалани. Въ самомъ дѣлѣ, для 570
лгобящихъ недостаточно одяого лишь соѳдинѳнія другъ съ другомъ душою, они нѳ довольствуются этикъ для утѣшенія себя, а
нуясдаются и въ тѣлѳсномъ присутствіи другь подлѣ друга; и если
это нѳ приходитъ, то исчѳзаѳтъ не малая доля радости. Что дѣйствитѳльно такъ,—и это мы узнаемъ, если опять придѳмъ къ питомцу любви. Посылая письмо македонянамъ, онъ такъ говорилъ:
мы же, Gpamie, осиротѣвгие отъ ваеъ ко времепи часа, лицемъ^ α не
сердцемъ, лимте тщахомся лице ваше еидѣти: азъ убо Павелъ единою и дважды, и возбрани намъ сатана. Тіьмже уже не терпяще,
благоволихомъ остатися во Аѳинѣхъ едини, и послахомъ Тимоѳеа

(1 Ѳесс. п, 17, 18; ш, 1, 2 ) . 0, какая сила заключается въ каждокъ выраженіи! Хранящееся въ его душѣ пламя любви онъ показываетъ съ большою ясностью. Въ самомъ дѣлѣ, не сказалъ:
будучя разлучеяы съ вами, или: будучи отдѣлѳны отъ васъ, или:
разставшись, или: будучи въ отсутствіи, но—осирошѣеше отъ васъ.
Онъ отыскалъ выражѳніе, достаточно сильное, чтобы показать
страданіѳ его души. Хотя для всѣхъ онъ самъ былъ въ качествѣ
отца, но говоритъ словами осиротѣлыхъ дѣтей, въ нѳзрѣломъ
возрастѣ лишнвпшхся своего родитѳля, желая показать крайнюю
степень своѳй печали. Дѣйствительно, нѣтъ ничего горѳстнѣе
ирсждѳвременнаго сиротства, когда возрастъ не можетъ помочь
сиротамъ ни въ какоиъ дѣлѣ, и нѣтъ людей, которыѳ бы искренно
позаботились ο нихъ, (а наоборотъ) являстся внезапно множество
готовыхъ напасть п имѣющихъ противъ нихъ злые замыслы,
когда снроты какъ агнцы бывають поставлѳны въ срсднну волковъ, которые отовсюду терзаютъ ихъ и наносятъ удары. Никто
не можѳтъ изобразить словомъ всличпну этого песчастія. Воть
почему и Швелъ, отыскивая иовсюду слово, которое могло бы