Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
588

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛЛТОУОТЛГО.

но ты услышишь и отъ живого голоса то, что тепѳрь узнаешь
чрезъ письма. Если же ожидаше пѳчалитъ тѳбя, то пойми, что и
оно для тебя не безполѳзно, а принѳсетъ тѳбѣ великую награду,
если ты будѳшь мужествѳнна, нѳ станѳшь произносить ни одного
горькаго слова, а будешь и за ѳто прославлять Бога, что ты
дѣйствительно постоянно и дѣлаешь. Перенести разлуку съ любимою душою, — это подвигъ нѳ малый, для нѳго нужна и очень
мужествѳнная душа и любомудрый умъ. Кто это говоритъ? Если
кто умѣетъ любить искренно, если кто знаетъ силу любви, тоть
знаетъ, что я говорю. Но, чтобы намъ не блуждать въ поискахъ
искренно любящихъ (а дѣйдтвительно, это—рѣдкоѳ явлеше), поспѣшимъ къ блаженному Павлу, и тотъ скажетъ намъ, какъ вѳликъ этотъ подвигъ и сколь ввликой дупш требуетъ онъ для себя.
Въ самомъ дѣлѣ, этотъ Павелъ, совлекшій съ себя плоть и сложившій тѣло, обходившій вселенную почти обнаясенною душою,
изгнавшій изъ духа всякую страсть, подражавшій безстрастію
бѳзтѣлесныхъ силъ, обитавшій на землѣ, какъ бы на небѣ, стоявшій вверху съ херувимами, участвовавшій съ ними въ той таинственной пѣсни, хотя и пѳреносилъ бѳэъ труда все остальное,
какъ бы страдая въ чужомъ тѣлѣ,—и тюрьмы, и узы, и изгнашя,
и бичеванія, и угрозы, и смерть, и побіеніѳ камнями, и погруженіе
въ море, и всѣ виды наказанія, — но, разлученный съ одною любимою имъ душою, онъ такъ былъ разстроенъ и смущенъ, что
тотчасъ и ушелъ изъ города, въ которомъ ояшдалъ увидѣть любимаго чѳловѣка и не нашелъ его. И объ втомъ вмѣстѣ съ нимъ
знаетъ Троада, оставленная имъ по этой причинѣ, такъ какъ она
тогда не могла показать ену. того, кого онъ дюбидъ. Пришедъ,
говоритъ онъ, въ Троаду во благовѣетге Хриетово и двери отверзенѣ ми бивгией ο Господѣ, не имѣхъ покоя духу моему, не обрѣтшу
ми Тита брата моего, по отрекся имъ, изыдохъ еъ Македонію (2

Кор. хп, 12—13). Что это, о, Павелъ? Заключенный въ колодкн,
живя въ тюрьмѣ, имѣя отпечатлѣвшіеся слѣды бичеваній, съ
текущею по спипѣ кровью, ты вводилъ въ таинства, крестилъ,
ириносилъ жертву и не пренебрегъ дажѳ и однимъ человѣкомъ,
который долженъ былъ получить спасеніе; а придя'въ Троаду и
видя, что нива расчищена и готова принять сѣмена, что рыбная
тоня паполнена и доставляетъ тебѣ большую лѳгкость, ты выбросилъ изъ рукъ такую прибыль, и нѳсмотря на то, что по этой
иричинѣ ты и иришелъ (приіиедъ, говоритъ, еъ Троаду во благовѣстіе, т. е. ради евангелія), и никто не оказывадъ тѳбѣ противодѣйствія (дѳерщ говоритъ, отверзенѣ ми бывъией), Ты, однако,
тотчасъ ушѳлъ? Да, говоритъ, потому что я былъ одѳряшмъ силою унынія, потому что мой духъ очень снущало отсутствіе Тита,