Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
590 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛЛТРУОТАГО. выразить какъ одиночество, такъ и тяжелое несчастіе, употре¬
билъ это выраженіе, чтобы показать то, что онъ терпѣлъ въ раз¬
лукѣ съ любимыми. Дальше онъ опять усиливаетъ его непосред¬
ственно слѣдующими за нимъ словами. Осиротѣете, говоритъ
онъ, не на (долгое) время, но ко времени часа, и будучи разлу¬
чены не мыслію, но однимъ только лицемъ, мы даже и при та¬
кихъ обстоятельствахъ не переносимъ происходящей отъ втой
разлуки скорби; хотя мы и имѣемъ достаточное утѣшеніе въ томъ,
что соединены душою, что вы находитесь въ нашемъ сердцѣ, что
. мы видѣли васъ вчера и третьяго дня, однако все это не избав¬
ляетъ насъ отъ унынія. Чего же ты хочешь и желаешь, скажи
мнѣ, и желаешь такъ сильно? Видѣть самое лицо ихъ. Лишше,
говоритъ, тщахомся лице ваше видѣми. Чтб говоришь ты, высокій
и великій мужъ? Ты, который имѣешь міръ распятымъ въ себѣ
и самъ распятъ міру, ты, который освободился отъ всего плот-
ского, сталъ почти безтѣлеснымъ, — до такой степени сдѣлался
плѣненнымъ любовію, что спустился въ бренную, сотворенную
изъ земли и чувственную плоть? Да, говорить, и я не стыжусь
своихъ словъ, но еще и горжусь, и ищу этого потому, что имѣю
изобилующую во мнѣ любовь-мать благъ. И не просто тѣлеснаго
присутствія ищетъ онъ, но болѣе всего желаетъ увидѣть ихъ
671 лицо. Лишше, говоритъ, тщахомся лице ваше видкти. Итакъ, скажи
мнѣ, ты стремишься увидѣть ихъ очи и желаешь созерцанія ихъ
лица? Даже и очень, говорить онъ, такъ какъ здѣсь мѣсто со¬
бранія органовъ чувствъ. Обнаженная отъ тѣла душа, сама по
себѣ сблизившись съ другою душою, не будетъ въ состояніи ни
сказать чего-либо, ни услышать, а если я буду пользоваться тѣ¬
леснымъ присутствіемъ, то и скажу что-либо, и услышу отъ лю¬
бимыхъ. Поэтому я желаю увидѣть ваше лицо: тамъ есть и языкъ,
который издаетъ звукъ и сообщаетъ намъ о происходящемъ вну¬
три насъ, и слухъ, который воспринимаетъ слова, и глаза, живо¬
писующіе душевныя движенія, такъ что при посредствѣ ихъ
можно лучше насладиться бесѣдою съ любимою душою. 13. И чтобы ты поняла, какъ онъ пламенѣетъ желаніемъ
этого созерцанія, обрати вниманіе на слѣдующее. Сказавъ: лишше
тщахомся, онъ не удовольствовался этимъ выраженіемъ, но прп-
бавилъ: многимъ желаніемъ (1 Ѳесс. и, 17). Потомъ не перенося того,
чтобы его смѣшивали съ прочими, но показывая, что онъ любитъ
сильнѣе прочихъ, словами: лишше тщахомся и хотѣхомъ прими
къ вамъ (1 Ѳесс. п, 18) онъ отдѣлилъ себя отъ остальныхъ и, по¬
ставивъ только себя одного, прибавилъ: азъ убо Павелъ единою и
дважды, чѣмъ и показываетъ, что онъ старался больше осталь¬
ныхъ. Затѣмъ такъ какъ ему не удалось (придти къ солунянамъ), I