Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
I

586
567

ТВОРВНІЯ GB. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГО.

10. Теперь, когда мы покизали льва по ногтю, да и то отчасти (потому что я не раекрылъ вполпѣ и этой твоей добродѣтели, боясь, какъ я раныііе сказалъ, воПтн въ безпредѣльныя
моря осталышхъ твоихъ добродѣтелей,— вирочсмъ мы теперь и
не ставнли себѣ цѣліс сказать похвалу твоей святой душѣ, а
старались нрпготовпть лѣкарство утѣшенія), снова повторимъ
сказаннос нреждо. Α что мы ттрежде сказали? Иереставъ размышлять ο томъ, почсму тотъ согрѣшнлъ н иочему другой впалъ въ
ошибку, номышляіі ностоянно ο подвигахъ твоей внносливостп
въ трудахъ, твоего тсрпѣнія, ііоета, молитвъ, священныхъ всенощныхъ бодрствованій, воздержаиія, милостыни, страннолюбія, разнообразныхъ трудныхъ и часшхъ исііытанШ. Помышляй, какъ съ
перваго возраста до настоящаго дпя тм непрестаино питала алчущаго Христа, нагюяла жаждущаго, одѣвала нагого, гостепріимно
принимала Его етраниикомъ, посѣщала болыюго, приходила къ
связанному. ИмѣІІ въ мысляхъ море твоей лмбвіг, которое ты
открыла до такой степени, что оно съ большою стремительностью
достигаетъ самыхъ границъ вселевноП, иотому что не только твой
домъ открытъ для всякаго пршпедшаго, но н новсюду на землѣ
и на морѣ міюгіе воснользовалнсь тноею щедростью, благодаря
твосму гостенріимству, Объсдпнивъ все это, наелаждайся и увеселяііся надеждою на будуіціе вѣпцн и награды. Если же желаешь увндѣть иаказаішыми этпхъ беззаконніпсовъ, нптающихся
кровію и совнріішвшнхъ гораздо болѣе еіце тяжкія преступленія,
то увидішіь тогда и это, иодобію тому какъ и Лазарь вттдѣлъ
горящаго тп> нлпммш богача (Лук. хѵі, 2, 3), тютому что хотя вслѣдствіе различія нхъ жнзпіт пмъ было пазиачоно и разлпчнос мѣсто,
и пропасть раздѣляла нхъ, и одппъ былъ на лонѣ Авраама,
другоП въ огнѣ нѳішиосимымъ,— все же Лазарь и увидѣлъ его, и
услышалъ его голоеъ, и отвѣчалъ. Это тогда будетъ н съ тобою.
Есѵіп, въ еамомъ дѣлѣ, прсзрѣвшіН н одіюго человѣкп торинтъ
такія наказанія н есѵш, онять, соблазішвіпвму и одпого — лучше
повѣсітть себЬ мсльшгчньіП жсрповъ па шею п броситься въ море,
(Матн. хѵш, β), το соблазнивіпіс такую лслпкую часть вселенной,
пстребіівшіс столько цнрквей, папо.ішгвшіе всс смятеніемъ и
замѣшатсльстиомъ, превзошодшіе даже разбойниковъ и варваровъ
ЯІССТОКОСТЬЮ u безчеловѣчіемъ и ирпведепвые въ такое крайнее
пенстовство пхч> вождемъ - діаволомъ и содѣйствующими ему
демонами, что сдѣлали смѣшпымъ π для іудеевъ и для эллиновъ
то страшпое учеше, полное сшітости и достоЯное давшаго его,
потошівшіо бозчисленныя души н иричшигвшіс ио всей вселенвой
безчислсоиші кораблскруішшЬі, зажегшіс столь великШ костеръ,
разсѣкшіе тѣло Христа н члены еіч> разсѣявшіе во многихъ