Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМЛ КЪ ОЛШШІАД*- U.

585

золота, не одѣваются въ шѳлковыя и шитыя золотомъ платья и
нѳ инѣютъ украшѳнныхъ драгоцѣнными камнями ожерельевъ.
Что всего тяжелѣѳ и что особѳнно ясно обнаруживаетъ ихъ болѣзяь и властную силу страсти, это—то, что онѣ всѣми мѣрами
старались и усиливались посредствомъ простыхъ своихъ одеясдъ
превзойти украшеніѳ облеченныхъ въ золото и въ шелковыя
платья, и такимъ образомъ казаться болѣѳ ихъ прелестными, занимаясь, какъ сами онѣ думали, безразличнымъ дѣломъ, а какъ
показываетъ сущность дѣла, гибельнымъ и вреднымъ, и ведущимъ въ глубокую пропасть. Вотъ почѳму тысячами устъ должно провозглашать ο тебѣ, — по той именно причинѣ, что съ чѣмъ
бороться оказалосъ труднымъ для дѣвъ, то оказалось такъ не
трудно и легко для живущей во вдовствѣ, какъ и показано на
опытѣ. Въ самомъ дѣлѣ, не невыразимой только простотѣ одѣянія, превосходящей простоту одѳждъ и самихъ нищихъ, дивлюсь
я, но въ особенности отсутствію всякой изысканнбсти и искусственности въ одеждѣ, обуви, походкѣ, а это все—краски добродѣтѳли, извнѣ живописующія таящуюся въ душѣ мудрость.
Одѣяпіе мужа

у

говорится, и смѣхъ эубоеъ, и стони человѣка воа-

віъстятъу яоюе ο пемъ (Сир. хіх, 27). Въ самомъ дѣлѣ, если бы ты
со всей рѣпштельностью не низвѳргла долу и не попрала земныхъ разнышленій ο блѳскѣ этой яшзни, то ты и не обнаружила
бы въ такой степени презрѣнія къ нимъ, дѳ побѣдила бы и не
отогнала бы съ такою силою этого тягчайшаго грѣха. Никто да
нѳ обвиняѳтъ меня въ взлишней рѣзкости слова, если я назвалъ
этотъ грѣхъ тягчайшимъ. Если этотъ грѣхъ и на мірскихъ еврейскихъ женщинъ, и въ то еще время, навлѳкъ столь великоѳ наказаніѳ, то какое могутъ получить извиненіе тѣ, которыя доляшы
имѣть жительство на нѳбесахъ иподражать ангельской жизни,
которыя проводятъ жизнь въ благодати, если онѣ отваживаются
на тоже самое еще въ гораздо болыией мѣрѣ? Въсамомъ дѣлѣ,
когда увидишь, какъ дѣва нѣжится въ одеждахъ, влечѳтъ платьѳ
по землѣ, за что пророкъ произнесъ обвиненіе, ступаѳтъ гордой
поступью, и голосомъ, и глазаіш, и одеясдой готовитъ губительную чашу для взирающихъ на нес безстыдвыми глааами, болѣе π
болѣе роетъ ямы для проходящихъ мимо и отсюда разставляетъ
силки, то какъ ты назовешь ее послѣ этого дѣвою, а нс иричисліішь ее къ жѳшцинамъ-блудницамъ? Не столько дѣйствительно
послѣднія обольщаютъ, сколько пѳрвыя, отвсюду раснростирающія крылья удовольствія. Вотъ почему ублаясасмъ тебя, вотъ иочему удивляемся тебѣ, такъ какъ ты, освободившись отъ всего этого,
и здѣсь показала образецъ умерщвленія, не наряясаясь, но обнаруживая юношескую отвагу, не украшаясь, но вооружаясь на борьбу.