Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
письма. КЪ ОЛНМШЛДЪ- и. 585 золота, не одѣваются въ шелковыя и шитыя золотомъ платья и
не имѣютъ украшенныхъ драгоцѣнными камнями Ожерельевъ.
Что всего тяжелѣе и что особенно ясно обнаруживаетъ ихъ бо¬
лѣзнь и властную силу страсти, это—то, что онѣ всѣми мѣрами
старались и усиливались посредствомъ простыхъ своихъ одеждъ
превзойти украшеніе облеченныхъ въ золото и въ шелковыя
платья, и такимъ образомъ казаться болѣе ихъ прелестными, за¬
нимаясь, какъ сами онѣ думали, безразличнымъ дѣломъ, а какъ
показываетъ сущность дѣла, гибельнымъ и вреднымъ, и веду¬
щимъ въ глубокую пропасть. Вотъ почему тысячами устъ дол¬
жно провозглашать о тебѣ,—по той именно причинѣ, что съ чѣмъ
бороться оказалось труднымъ для дѣвъ, то оказалось такъ не
трудно и легко для живущей во вдовствѣ, какъ и показано на
опытѣ. Въ самомъ дѣлѣ, не невыразимой только простотѣ одѣя¬
нія, превосходящей простоту одеждъ и самихъ нищихъ, дивлюсь
я, но въ особенности отсутствію всякой изысканности и искус¬
ственности въ одеждѣ, обуви, походкѣ, а это все—краски добро¬
дѣтели, извнѣ живописующія таящуюся въ душѣ мудрость.
Одѣяніе мужа, говорится, и смѣхъ зубовъ, и стоны человѣка воз¬
вѣстятъ, яже о немъ (Сир. хіх, 27). Въ самомъ дѣлѣ, если бы ты
со всей рѣшительностью не низвергла долу и не попрала зем¬
ныхъ размышленій о блескѣ этой жизни, то ты и не обнаружили
бы въ такой степени презрѣнія къ нимъ, не побѣдила бы и не
отогнала бы съ такою силою этого тягчайшаго грѣха. Никто да
не обвиняетъ меня въ излишней рѣзкости слова, если я назвалъ
этотъ грѣхъ тягчайшимъ. Если этотъ грѣхъ и на мірскихъ еврей¬
скихъ женщинъ, и въ то еще время, навлекъ столь великое на¬
казаніе, то какое могутъ получить извиненіе тѣ, которыя должны
имѣть жительство на небесахъ и.подражать ангельской жизни,
которыя проводятъ жизнь въ благодати, если онѣ отваживаются
на тоже самое еще въ гораздо большей мѣрѣ? Въ самомъ дѣлѣ,
когда увидишь, какъ дѣва нѣжится въ одеждахъ, влечетъ платье
по землѣ, за что пророкъ произнесъ обвиненіе, ступаетъ гордой
поступью, и голосомъ, и глазами, и одеждой готовитъ губитель¬
ную чашу для взирающихъ на нее безстыдными глазами, болѣе и
болѣе роетъ ямы для проходящихъ мимо и отсюда разставляетъ
силки, то какъ ты назовешь ее послѣ этого дѣвою, а нс причи¬
слишь ее къ жешцинамъ-блудшщамъ? Не столько дѣйствительно
послѣднія обольщаютъ, сколько первыя, отвсюду распростираю¬
щія крылья удовольствія. Вотъ почему ублажаемъ тебя, вотъ по¬
чему удивляемся тебѣ, такъ какъ ты, освободившись отъ всего этого,
и здѣсь показала образецъ умерщвленія, не наряжаясь, но обнару¬
живая юношескую отвагу, не украшаясь, но вооружаясь на борьбу.