Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИНШАДѢ. II.

581

въ дорогія одежды. Онъ зналъ, зналъ ясно, что это опасная и трудноодолимая болѣзнь души, болѣзнь, которая слуяситъ величайпшмъ
доказательствомъ растлѣннаго ума и для борьбы съ которою нуженъ умъ очень мудрый, что и доказываютъ не только женщины,
слѣдующія обыкновенному образу жизни и вступившія въ бракъ
съ мужьями, изъ каковыхъ ни одна безъ труда нѳ оказалась послушною ѳтому совѣту, но и такія женщины, которыя, повидимому, были мудры и получили въ удѣлъ — принадлѳжать къ сонму
дѣвъ. Многія изъ гакихъ жешцшгь, приступивъ къ борьбѣ съ
властною силою природы и въ чиототѣ совѳршая путь дѣвства,
подражая въ этомъ ангѳльскому образу жизни и въ смѳртномъ
тѣлѣ показывая аачатки воскрѳсѳнія, потому что въ томъ вѣкѣ,
говоритъ Христосъ, ни женятся, пи посягаютъ (Лук. хх, 85),—
соревнуя бѳзплотнымъ силамъ и въ тлѣнномъ тѣлѣ споря съ нѳтлѣнівмъ и,—что для многихъ даяіе и слышать трудно,—самымн
дѣлани счастливо выполняя вто, отталкивая отъ себя похоть какъ
бы бѣшеную и постоянно нападающую собаку, успокоивая свирѣпѣющеѳ море и спокойно плывя среди дикигь волнъ, счастливо 5вз
несясь съ попутнымъ вѣтромъ по взволнованному морю, стоя въ
печи ѳстественной страсти и нѳ будучи сожигаемы, но попирая
эти угли, какъ грязь,—многія и ивъ такихъ дѣвъ были постыдно
и плачевно плѣнены этою страстью и, превозмошш болыпее, были
покорены этимъ порокомъ.
7. Дѣйствительно, дѣвство столь великоѳ дѣло и требуетъ
такого великаго труда, что Христосъ, сойдя сънебадля того,чтобы
сдѣлать людей ангелами и здѣсь насадить вышній образъ жизни,
не рѣшился даже и при такой цѣли предписать его и возвести
на степенъ закона, и несмотря на то, что далъ законъ и умирать
(что могло бы бшъ тяжелѣѳ этого?), постоянно распинать себя и
благодѣтѳльствовать врагамъ, дѣвства тѣмъ не менѣе не уэаконилъ, а предоставилъ на добровольный выборъ слушатѳлей, сказавъ: могій вмѣстгти, да вмѣститъ (Матѳ. τα, 12). Вѳлико, дѣйствитѳльно, бремя этого дѣла, трудность этихъ подвиговъ и потъ
отъ втигь состязаній, равно какъ и мѣсто этой добродѣтели весыса
обрывисто. Это доказываютъ и тѣ, которые процвѣтали многими
добродѣтѳлями въ вѳтхомъ эавѣтѣ. Такъ дажѳ тоть великій
Моисей, глава пророковъ, преігскренній другъ Божій, насладившійся такимъ дерзновеніемъ, что могь исторгнуть отъ ниспосланнаго Вогомъ пораженія шестьсотъ тысячъ подлежавштаь наказанію, —этотъ столь вѳликій и славный мужъ, неснотря на то,
чтѳ приказалъ морю и раздѣлилъ воды, расторгнулъ скалы, изісѣнилъ воздухъ, воду нильскую превратилъ въ кровь, воздвигнулъ противъ фараона полчищѳ жабъ и саранчи, измѣнилъ всю
падлніе с в п . д т х . лкАджмга.

38*