Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
579

ПНСЬМА КЪ ОЛИМШДДѢ. л .

другое—гораздо болѣе сильнос названіе. Въ самомъ дѣлѣ, мыговоримъ, что тотъ воздерженъ π твердъ, кто, обезпокоііваемый
какою-либо страстыо, одерживаегь верхъ надъ нею. Тебѣ же не
надъ чѣмъ одерживать верхъ, ііотому что ты, съ самаго начала
напавши на плоть, съ большою стремительностью потушила ея
страсти, не обуздавъ коня, но связавъ и повергиувъ на землю и
заставивъ ѳго лежать неподвижно. И если тогда ты вполнѣ овладѣла воздѳржаніѳмъ, то тѳперь владѣешь накопецъ безстрастіемъ.
Страсть къ роскоши нѳ надоѣдаетъ уже тебѣ, π ты не трудишься,
чтобы преодолѣть ее, по, разъ навсегда истребивъ еѳ и сдѣлавъ
плоть свою нѳдоступною для нея, ты пріучила свой желудокъ
вкушать пищи и питья лишь столько, сколько нужно, чтобы не
умѳреть и не потерпѣть за это наказанія. Вотъ почему я и называю это не постомъ и не воздержаніемъ, но чѣмъ-то инымъ,
болыішмъ этого. То же самое можно видѣть и въ твоемъ священномъ бодрствованіи, потону что, когда потушена была вышеупошгнутая страсть, вмѣстѣ съ нею была потушена и страсть ко сну,
такъ какъ сонъ питается пищею. Ты уничтожпла эту страсть и
другинъ образомъ, сначала насилуя самую природу и проводя
цѣлыя ночи безъ сна, а впослѣдствіи, въ силу постоянной прпвычки, возведя вто и на степень природнаго свойства, до того,
что какъ для другихъ спать — дѣло сообразное съ природой, такъ
ддя тебя—бодрствовать. Все это удивительно иизумительно уясе
и само по сѳбѣ. Если кто-нибудь обратитъ вшшаніе на время—
на то, что достигла "этихъ добродѣтелѳй въ незрѣломъ возрастѣ,
затѣмъ—на отсутствіе людей, которые могли бы научить, и на
множѳство соблазнителей, а также и на то, что все это совершалось въ душѣ, нѳдавно вышѳдшей изъ нечестиваго дома и толькочто обратившѳйся къ истинѣ, и что все это происходило въ женскомъ тѣлѣ и притомъ, вслѣдствіе знатности и роскоши предковъ,
тѣлѣ нѣжномъ, — то какія моря чудѳсъ откроются предъ штмъ,
если онъ станетъ разсматривать все это въ отдѣльности одно отъ
другого? Объ остальномъ — смирепномудріи, любви и ирочихъ
добродѣтеляхъ твоей святой души не стану, поэтому, и упоминать. И въ самомъ дѣлѣ, только-что я вспоінилъ 9бъ этихъ добродѣтеляхъ и пѳречислнлъ ихъ, какъ умъ мой опять заструился безчисленныни источникани, и вынуждается сказать, хотя бы отчасти,
ο видахъ и втихъ добродѣтелей, подобно какъ и предшествующей,
иди лучше — толысо объ ихъ основавіяхъ, потому что объ этомъ
наде было бы говорить бевъ конца. Но чтобы пе уклониться отъ
того предмета, которнй я рѣшился раскрыть, я нс дозволяю себѣ
унѳстись въ безпредѣльное море. Если бы теперь не было у меня
нааначено съ корнемъ исторгнуть у тѳбя уяыніе, то я съ удоволь#

ТВОРЖВІЯ св. іОАіііід аллтогстлго

88